Введение
Учебная дисциплина «История» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
Уважаемые обучающиеся, основная задача курса – создать условия для формирования обучающимся собственного мировоззрения – гражданской позиции, в основе которой лежит естественное стремление развивать свои способности и силы, с тем чтобы повысить свою конкурентоспособность в социуме и нашей Родины в современном мире.
Конспект лекций охватывает события, свидетелями и участниками которых были и являются ныне живущие люди, в том числе и мы с вами. Неизбежная особенность современной истории в том, что она прямо и непосредственно затрагивает интересы и чувства ныне живущих людей. У каждого из нас есть собственное видение и понимание событий, которые еще живы в памяти и являются предметом жарких споров. В отношении многих затрагиваемых тем в конспекте лекций обсуждения в обществе и среди специалистов еще не окончены. Поэтому прошу обучающихся быть корректными при обсуждении спорных вопросов.
Курс истории охватывает следующие периоды:
1) 1964-1982 гг. Период «развитого социализма», или «застоя». Связан с именем пришедшего к руководству страной после отставки с поста Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева Л.И. Брежнева. Характеризуется углублением кризиса государственного управления, консервативной идеологией, зависимостью советской экономики от поставок энергоресурсов на мировой рынок. Но с другой стороны – с очевидным повышением уровня жизни советских граждан.
2) 1982-1985 гг. Период попытки преодоления кризиса административными мерами Ю.В. Андроповым (1982-1984) и реставрацией элементов застоя К.У. Черненко (1984-1985).
3) 1985-1991 гг. Период «перестройки», или реформ М.С. Горбачева. В экономической сфере – это ускорение, повышение рентабельности предприятий, кооперативное движение. В идеологии – концепция нового политического мышления, либерализация отношений. В государственном управлении – борьба с консервативной частью аппарата, увеличение роли представительных органов власти. Глубина кризиса, не всегда последовательное и половинчатое проведение реформ не позволили М.С. Горбачеву успешно завершить их. Результатом стало то, что в декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование.
С 1991 г. фактически начинается современная история России. Формально эту дату соотносят с 12 июня 1990 г. – днем принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В периодизации современной истории России мы можем выделить несколько этапов.
1) 1991 – 1999 гг. Период становления новой российской государственности. Это крайне сложный и противоречивый период отечественной истории. С одной стороны, он характеризуется экономическим упадком, кризисом государственного управления, деградацией социальной сферы. С другой стороны – были заложены основы рыночной экономики, государственно-правовой структуры, многопартийности. Президенту Б. Н. Ельцину и его команде удалось в непростое время удержать страну в конституционных рамках.
2) 2000-2008 гг. Период усиления роли государства в жизни общества, повышение роли права, устойчивого экономического роста, развития социальной инфраструктуры, повышения роли России на международной арене. Президенту РФ В.В. Путину, не изменяя в целом демократические принципы управления, удалось усилить вертикаль государственной власти.
Раздел 1 Развитие СССР и его место в мире в 80-е гг. XX века