Развитие парламентаризма
Английское просвещение и
перевести в таблицу.
Английские просветители считали высшей целью счастье конкретного человека, прежде всего, его личное преуспевание.
В 1701 г. парламент при королеве Анны (1665-1714) лишил династию Стюартов возможности вернуться на британский престол:
- Биллем о престолонаследии передал престол представителям Ганноверской династии.
- «Статусом об устройстве королевства» ввел ответственность министров перед парламентом.
Георг II (1714-60) потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и право участия в заседаниях. Фактически в этот период Англией управляли министры-виги, защищавшие интересы крупной буржуазии.
При Георге III (1760-1820) правили тори, которые защищали интересы сторонников абсолютизма.
Так, в Великобритании в 1/2 XVIII в. установилась по сути конституционная и парламентарная монархия.
Особенность французского просвещения – идея нравственного возрождения общества политическими методами – народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни. Это привело к французской революции.
3 политическая особенность развития.Просвещенный абсолютизм.
Во второй половине XVIII в. в Европе и России был период просвещенного абсолютизма.
Экономический и демографический подъем заставили правящие круги европейских государств осознать необходимость модернизации экономической и политической систем.
Просвещенный абсолютизм – это форма абсолютной монархии 2/2 XVIII в., при которой власть проводит экономические и социально-политические реформы, не меняющие основ абсолютизма и направленные на модернизацию устаревших феодальных явлений.
«Просвященные» монархи Европы:
!!! Таблицу проговорить !!!
Таблица 7. «Просвященные» монархи Европы. | |
монархи | Основные мероприятия |
А) Фридрих II Великий (1740-1786),прусский король оставил 30-тт. собрание сочинений | - А-1) «Фридриховым кодексом» ввел бессословный суд, - А-2) установил полную веротерпимость, - А-3) отменил пытки, - А-4) сохранил приоритет дворянства над другими сословиями. |
Б) Иосиф II (1765-90), король Германский (1764-90), император Священной римской империи(после отца Франца Стефана) (1765-90), правитель Габсбургских (Австрийских) земель (1765-90) (после матери Марии Терезии, 1765-80 – ее соправитель), король Венгрии и Чехии (1780-90) | - Б-1) освободил крестьян от крепостной зависимости и наделил их землей, - Б-2) издал «Иосифовский законник» и ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, - Б-3) поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции. |
В) Густав III (1771-92), король Швеции, двоюродный брат Екатерины II | - В-1) сформировал полуофициальный кабинет министров, - В-2) боролся с коррупцией, например, все члены Верховного Суда оказались под следствием, - В-3) объявил свободу вероисповедания, - В-4) принял закон о свободе слова, - В-5) принял закон о свободе торговли ячменём и отменил репрессивные пошлины на экспорт, - В-6) провел денежную реформу по унификации монет и введении бумажные банкноты, - В-7) первым среди монархов начал бороться с якобинцами (Великая Французская революция) и склонять к этому остальных правителей |
Г) Екатерина II (1762-96), императрица Российской империи | - Переписывалась с французскими просветителями XVIII в. Вольтером, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и др., которые видели будущее стран Европы в «царстве разума», где благодаря распространению знаний, граждане имеют и пользуются политическими и гражданскими свободами, - пыталась обновить абсолютную монархию, упорядочив законодательство, подчинив «общему благу», - выделяла функции «просвещенного» монарха: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям». Внутреннюю политику Екатерины II смотри в отдельно лекционном вопросе. |
Считается, что Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.