Соотношение с АП.

Часа

Информационные системы

1. Понятие системы.

2. Информационные системы.

3. Информационные ресурсы.

4. Структура ИС: функциональные, обеспечивающие и организационные подсистемы.

5. Классификация ИС по назначению, по аппаратным средствам и по взаимодействию с пользователем

6. Автоматизированная ИС.

Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знании о природе, обществе и т. п. Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью).

Информационная система(ИС) – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. ИС невозможно представить (немыслима) без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

ИС (информационная система) является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.

Основные свойства информационных систем:

1. Структура ИС, ее функциональное назначение должны соответствовать поставленным целям.

2. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации, основанной на использование БД, экспертных систем и баз знаний.

3. ИС должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными принципами, реализованными в виде стандарта предприятия на ИС. Интерфейс пользователя ИС должен быть легко понимаем на интуитивном уровне.

4. Использование сетей передачи данных.

 

Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ).

2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию.

5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.

Классификация информационных ресурсов по признакам:

· По целевому предназначению

o личные, корпоративные, СМИ, бизнес, образовательные, политика, учреждения и организации, сервисы и услуги, доски объявлений, культура, чаты, хранилища ПО, спорт, отдых, изображения и фото, развлекательные порталы.

· По способу представления

o Web-страницы, Базы данных , Файловые серверы, Телеконференции

· По виду носителя

o твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.), на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.), на канале связи (TV, радио)

· По способу организации хранения и использования

o документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы), массив документов, фонд документов, архив, автоматизированные формы

· По форме собственности

o общероссийское национальное достояние, государственная собственность, собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная), частная (личная, корпоративная) собственность

· По содержанию

o Тематическая информация, Научные публикации , Рекламная информация , Справочная информация , Новости , Вторичная (библиографическая) информация

· По национально-территориальному признаку.

· Информационные ресурсы делятся по языковому признаку и географической территории.

o По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.

 

Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Если общую структуру ИС рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения, то в этом случае подсистемы называют обеспечивающими.

Среди основных подсистем ИС обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение (см. рисунок).


 

Обеспечивающая часть Функциональная часть
1) Информационное обеспечение 2) Техническое обеспечение 3) Математическое обеспечение 4) Программное обеспечение 5) Организационное обеспечение 6) Правовое обеспечение 7) Лингвистическое обеспечение 8) Эргономическое обеспечение Типовые подсистемы: Управление кадрами Управление финансами Бухгалтерский учет Оперативное управление Текущее управление Стратегическое управление   Специфические подсистемы: Производственные подсистемы Управление маркетингом Управление сбытом Управление снабжением Управление автотранспортом Управление торговлей Операционный день банка и т.д.

Классификацию информационных систем можно проводить по ряду признаков: по назначению, по структуре аппаратных средств, по режиму работы и по характеру взаимодействия с пользователями.

 

Классификация информационных систем по назначению

По назначению ИС можно разделить на информационно-управляющие, информационно-поисковые, системы поддержки принятия решений, обработки данных и информационно-справоч­ные системы.

Информационно-управляющие системы — это системы для сбора и обработки информации, необходимой для управления организацией, предприятием, отраслью.

Системы поддержки принятия решений предназначены для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах деятельности людей.

Информационно-поисковые системы — это системы, основное назначение которых поиск информации, содержащейся в различ­ных базах данных, различных вычислительных системах, разне­сенных, как правило, на значительные расстояния.

К информационно-справочным системам относятся автоматизи­рованные системы, работающие в интерактивном режиме и обес­печивающие пользователей справочной информацией.

Системы обработки данных — это класс информационных сис­тем, основной функцией которых являются обработка и архива­ция больших объемов данных.

 

Классификация информационных систем по структуре аппаратных средств

Эта классификация информационных систем подразделяет их на однопроцессорные, многопроцессорные и многомашинные системы (сосредоточенные системы, системы с удаленным дос­тупом и вычислительные сети).

Однопроцессорные ИС строятся на базе одного процессора ком­пьютера, тогда как многопроцессорные системы используют ресур­сы нескольких процессоров.

Многомашинные системы представляют собой вычислительные комплексы. В сосредоточенных
вычислительных системах весь ком­плекс оборудования, включая терминалы пользователей, сосре­доточен в одном месте, поэтому для связи между отдельными компьютерами системы не требуется применение системы пере­дачи данных.

Системы с удаленным доступом (с телеобработкой) обеспечи­вают связь между терминалами пользователей и вычислительны­ми средствами методом передачи данных по каналам связи (с ис­пользованием систем передачи данных).

Вычислительные сети — это взаимосвязанная совокупность тер­риториально рассредоточенных систем обработки данных, средств и систем связи и передачи данных, обеспечивающая пользовате­лям дистанционный доступ к вычислительным ресурсам и кол­лективное использование этих ресурсов.

Классификация информационных систем по характеру взаимодействия с пользователями

По характеру взаимодействия с пользователями выделяют системы, работающие в диалоговом и интерактивном режимах.

В диалоговом режиме человек взаимодействует с системой об­работки информации, при этом человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпом обработки инфор­мации
человеком. Интерактивный резким — это режим взаимо­действия человека и процесса обработки информации, выражаю­щийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмот­ренных механизмом управления конкретной системы и вызываю­щих ответную реакцию процесса.

По особенностям функционирования информационной систе­мы во времени выделяют режим реального времени — режим обра­ботки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.

Автоматизированная информационная система (Automated information system, AIS) - это совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений.

Основная цель АИС - хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей. К основным принципам автоматизации информационных процессов относят: окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие стандартам.

Выделяют четыре типа АИС:

1) Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации;

2) Объединяющий несколько процессов в одной организации;

3) Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций;

4) Реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.

При этом наиболее распространенными и перспективными считаются: фактографические, документальные, интеллектуальные (экспертные) и гипертекстовые АИС.

АИС можно представить как комплекс автоматизированных информационных технологий, составляющих ИС, предназначенную для информационного обслуживания потребителей. Основные компоненты и технологические процессы АИС изображены на Рис.

Основные компоненты и технологические процессы АИС.

АИС могут быть достаточно простыми (элементарные справочные) и сложными системами (экспертные и др., предоставляющие прогностические решения). Даже простые АИС имеют многозначные структурные отношения между своими модулями, элементами и другими составляющими. Это обстоятельство позволяет отнести их к классу сложных систем, состоящих из взаимосвязанных частей (подсистем, элементов), работающих в составе целостной сложной структуры.