Информационные потоки в логистике

Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в бумажной и электронной формах. Взаимодействие материального и информационного потоков показано на рис. 2. 2.

Выделяют следующие информационные потоки:

ü -по направлению движения: горизонтальный и вертикальный;

ü -по отношению к системе: внутренний, внешний, связующий (входной и выходной).

ü по времени функционирования: стационарные, периодические (с жесткими ограничениями времени передачи), оперативные (обеспечивающие связь абонентов в диалоговом режиме);

ü в зависимости от назначения: директивные, нормативно-справочные, отчетные, вспомогательные.

 
 


И

М

И М  
       
   


М И

М И
Опережающий информацион-ный поток во встречном направлении (сведения о заказе) Опережающий информационный поток в прямом направлении (уведомление о прибытии груза) Одновременный информационный поток в прямом направлении (све-дения о количе-ственных и каче-ственных пара-метрах мате-риального потока – сопровождаю-щие документы) Запаздывающий информацион-ный поток во встречном направлении (претензии, подтверждения)

 

Рис. 2.2. Виды взаимодействия материального и информационного потоков

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

- источник;

- направление движения;

- скорость передачи и приема;

- интенсивность.

Соответственно управлять потоком можно:

- изменяя направление потока;

- ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

- лимитируя объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измерение информационного потока:

 

 

В практике хозяйственной деятельности информационный поток может измеряться:

- количеством обрабатываемых и передаваемых документов;

- суммарным количеством документострок.

В качестве примера рассмотрим структуру общего объема информации в магазине продовольственных товаров (табл. 2.3).


Таблица 2.3

Структура общего объема информации в магазине

продовольственных товаров (%).

№ п/п   Наименование вида информации Отделы Всего (%)
бухгалте-рия плано-вый
1. Поступающая в магазин – всего В т.ч. - от поставщиков - от подотчетных лиц 74,8     63,0   11,8 0,1     0,1   - 74,9     63,1   11,8
2. Выходящая из магазина – всего В т.ч. - в вышестоящие организации - в банк 4,9     1,8   3,1 0,3     0,3   - 5,2     2,1   3,1
3. Внутренняя – всего В т.ч. - для управления торгово-хозяйственной деятельностью - для расчетов как вспомогательный материал Итого 12,5     3,8   8,7 92,2 7,4     7,2   0,2 7,8 19,9     11,0   8,9

 

Проводим анализ данных. Наибольшую часть информации составляет входящий информационный поток, поступает от поставщиков (товарно-сопроводительные документы) - 63% и от подотчетных лиц - 11%.

Финансовый поток - совокупность движения, финансовых средств, связанных с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее. (СТБ 2047-2010)


 


Сервисный поток - совокупность услуг, генерируемых логистической системой для удовлетворения внешних или внутренних потребителей. (СТБ 2047-2010)

 

"Услуга" - итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя, а также внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя. (ISO 8402:1994)

 

Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества субъектов.