Логическая сущность вопроса

Текст лекции по теме № 4

Модальность суждений.

Модальность суждений - это явно или неявно выраженная дополнительная информация о степени обоснованности суждения, о типе зависимости между субъектом и предикатом. Модальность выражается словами: «возможно, доказано, ценно, опровержимо, не доказано, невозможно…». Эти слова - модальные операторы.

Типы модальности: 1) Эпистемическая модальность - познавательная - (эпистема - знание).

а) «Доказано, опровергнуто…». Достоверные - достаточно обоснованные истинные или ложные суждения.

б) «Вероятно, по-видимому, возможно…» - суждения, которые не могут считаться достоверными в силу их недостаточной обоснованности. Они лишь претендуют на истинность или ложность.

2) Алетическая модальность (aleteja - истина) - «возможно, необходимо, случайно…» - выражает характер связи между субъектом и предикатом.

а) Необходимость - случайность. Необходимость в суждениях содержится в информации о законах науки. Сумма углов треугольника - 180˚. «Необходимо, обязательно, непременно». Случайные - суждения, не содержащие информации о законах науки, их истинность и ложность определяются эмпирически. Экзамен по логике состоялся 5 мая. - Случайное суждение.

б) Возможность - невозможность. Возможные - суждения, содержащие информацию о принципиальной совместимости выраженных в субъекте и предикате явлений. Мы, возможно, поедем в Москву. «Возможно, не исключено, допускается…» Символическая запись этого суждения: ◊р, или: S может быть (может не быть) Р. Невозможные - суждения, содержащие информацию о принципиальной совместимости выраженных в субъекте и предикате явлений. На Луне невозможна жизнь - ┐◊р. Невозможно, чтобы сумма углов в треугольнике не равнялась 180˚. - ┐◊┐р.

3) Деонтическая (deon - должное) модальность - выраженная в суждении просьба, совет, приказ, предписание, побуждающая к действию.

а) Суждение о наличии или отсутствии права. Каждый имеет право на жизнь. Использование принудительного труда запрещено.

б) Суждение о наличии или отсутствии обязанности. «Обязан, должен…».

4) Аксиологическая модальность (axios - ценный) - ценностная. «Хорошо, плохо, безразлично…». Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Знание правил формирования и взаимодействия сложных суждений позволяет формализовать процедуры оценки истинности или ложности различных высказываний.

 

по дисциплине «Логика»

Тема занятия «Логика вопросов и ответов»

Вопросы занятия:

1. Логическая сущность вопроса.

2. Виды вопросов.

3. Логическая сущность ответа.

4. Виды ответов.

Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход можно упрощенно представить в виде следующей схемы:

1) постановка вопроса;

2) поиски новой информации в определенной области;

3) конструирование ответа на поставленный вопрос.

Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательном процессу вопросно-ответную форму развития знаний. Вспомним, что «отец» индуктивной логики английский философ Фрэнсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается необходимая информация в экономической и управленческой сферах.

Вопрос - выраженная в виде вопросительного предложения мысль, направленная на уточнение или дополнение базисного знания. Исходное знание, на которое опирается вопрос, называется базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.