ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Основная часть

Напишите вступление к сочинению по данному тексту, выбрав любые из предложенных форм.

Вступление (введение)

Целью вступления (введения) является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.

При написании введения можно использовать следующие приемы:

 

1. Цепь вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения позволят зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текст, выделить главное в нем, а также помогут сделать логичный и плавный переход к основной части сочинения.

 

Зачем люди убивают китов? Почему эти могучие животные должны гибнуть из-за человеческой небрежности, глупости? Такими вопросами задается автор текста В. Конецкий.

2. Небольшое обобщение.

Покажите, что проблемы текста актуальны.

 

1). Мама! Это слово было, есть и будет самым главным словом на земле. Все человечество обязано своим существованием матери.

2). Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны и выразительны его высказывания о человеке. В своем творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы. К этой теме писатель обращается и в тексте о …

3. Цитата в качестве зачина. Для зачина подойдет далеко не каждая цитата. Цитированный фрагмент не должен быть очень объемным, а главное - он должен иметь прямое отношение к теме.

 

“ Нет ничего сладостнее Отчизны” – гласит старая истина. Именно так начинается текст , в котором автор размышляет о Родине.

“Все мы родом из детства” - эту фразу знает каждый из нас. Но что скрывается за этим словами?

“Жизнь прожить - не поле перейти”- говорится в русской пословице. Человек всегда задумывается о жизни, мечтает о будущем, анализирует прошлое. Наверное, большинство из нас хочет оставить хоть что-нибудь после себя и в это же время справиться со всеми проблемами, стоящими на пути.

Запомните: вступление должно быть небольшим.

При объеме сочинения в 150-300 слов на введение приходится от 25 до 50 слов, то есть 3 – 4 предложения.

 

 

ЗАДАНИЕ 1.

Вступление может быть написано в форме:

 

1) Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)

 

 

 

 

2) Рассуждения о заглавии, которое вы дали бы данному тексту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста, она может указывать на основную проблему текста, идею или отражать главный конфликт.)

 

 

 

3) Диалога с воображаемым собеседником о теме (проблеме, идее) текста

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Необходимо помнить, что верная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла.

Чтобы правильно определить проблему текста или выявить основную, задайте себе вопрос: почему вам предложен именно этот текст? Вероятно, потому, чтов нем поднимается важная общечеловеческая проблема или проблема, которая непосредственно связана с вами, молодыми людьми.

Итак, проблемой текста мы будем считать вопрос, который поднимает автор и на который он ищет ответ.

Тематика предлагаемых на экзамене проблем не велика. Все эти темы неоднократно поднимались писателями, с творчеством которых вы знакомились на уроках литературы. Учащимся предлагается следующая таблица.

 

ТЕМЫ ПРОБЛЕМЫ
  Человек и природа 1.Бездумное,жестокое, безответственное отношение человека к природе. 2.Неспособность замечать красоту природы. 3.Уничтожение природы ведет к гибели человечества. 4.Природа способна облагородить человеческую душу, раскрыть его лучшие душевные качества. 5.Влияние научно-технического прогресса на взаимоотношение человека и природы. 6. Силы природы целительны.
Человек и общество 1. Нравственные проблемы. 2. Проблема отцов и детей. 3. Проблема воспитания современной молодежи. 4. Проблема материнства.
Человек и история 1.Человечество не должно забывать уроков истории. 2.Ответственность человека перед будущими поколениями.
Человек и культура 1.Проблема небрежного отношения к русскому языку – основе нации. 2.В языке отражен весь опыт человечества. 3.Только язык делает нас великим народом. 4. Сохранение культуры.
Человек и литература 1. Проблема воздействия литературы на судьбы людей. 2. Роль книги в истории современного общества. 3. У каждого человека должна быть золотая полка произведений, которые помогают ему найти верные жизненные ориентиры.
Человек и искусство 1.Современный человек черпает духовные силы в общении с искусством. 2.Благотворное и очищающее влияние искусства на душу человека. 3.Преклонение перед волшебной силой искусства.
Человек и родина 1. Проблема патриотизма. Что такое патриотизм? Как воспитывать патриота? 2. Утрата патриотического сознания в современном обществе (молодые люди не хотят служить в армии и т.п.). 3. Настоящий патриотизм начинается с любви к своему дому, семье.
Личностные качества человека 1.Благородство, душевность. 2. Зависть, трусость. 3. У каждого человека есть талант.
Взаимоотношения людей 1. Проблема любви, дружбы, ненависти, верности. 2. Проблема этикета.

Запомните: чтобы правильно определить проблему текста, нужно внимательно прочитать его и найти предложения, которые, на ваш взгляд, несут основную смысловую нагрузку. Предлагаемые тексты, как правило, относятся к публицистическому стилю, и поиск проблемы не представляет особой трудности.

 

При формулировке проблемы постарайтесь использовать само слово «проблема». Можно использовать следующие конструкции:

 

« В.Солоухин не раз обращался к проблеме непознанности природы» - использование конструкции «проблема чего?» с глаголами: «обращается к…, поднимает, раскрывает, затрагивает, размышляет над…» и т.д.

«Одна из важных проблем современного общества – это проблема патриотизма» - обозначение проблемы как самой актуальной среди других проблем.

 

«Существует ли жизненное совершенство и может ли человек прожить свою жизнь, не делая ошибок? Извечный вопрос, которым так или иначе задается каждый из нас» - формулировка проблемы в виде вопроса, ответ на который и будет комментарием проблемы.

Важно! Не нужно описывать все проблемы, обозначенные автором. Необходимо выбрать одну, главную.

ПАМЯТКА ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА – это та, · которая стала объектом раздумий автора; · над которой он в основном размышляет; · к которой автор неоднократно возвращается; · по которой отчетливо заявлена авторская позиция.

 

ЗАДАНИЕ 2.