Общая характеристика национальной системы стандартизации

Система стандартизации — совокупность правил выполнения работ по стандартизации, ее участников и правил функционирования системы в целом. Из определения видно, что система стандартизации, как и лю­бая управленческая система (система качества, система сертификации), состоит из субъектов и объектов.

В роли субъектов выступают участники стандартизации, а в качестве объектов — документы по стандартизации, носители правил и проце­дуры.

Рассмотрим поэтапное реформирование государственной системы стандартизации (ГСС) России, которая с принятием Федерального за­кона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» преобразована в Национальную систему стандартизации (НСС):

• 1-й этап — начальный (1992—2002 гг.) — состояние Государственной системы стандартизации, функционирующей с 1992 г., к моменту принятия названного закона;

• 2-й этап — переходный (2003—2010 гг.) — преобразование Государ­ственной системы стандартизации в Национальную систему стандар­тизации с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный;

• 3-й этап — окончание формирования Национальной системы стан­дартизации — системы, возглавляемой негосударственной организа­цией, базирующейся на национальных стандартах только доброволь­ного применения.

1. Начальный этап. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных докумен­тов (НД) по стандартизации. Указанный фонд представлял четырехуров­невую систему, включавшую:

1) техническое законодательство;

2) государственные стандарты, общероссийские классификаторы тех­
нико-экономической и социальной информации;

3) стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;

4) стандарты предприятий и технические условия.

Техническое законодательство, являясь правовой основой ГСС, по су­ществу представляло собой совокупность регламентов 1-го уровня. Яд­ром технического законодательства был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регу­лировании», а также законы «О санитарно-гигиеническом благополучии населения», «О защите прав потребителя», «Об обеспечении единства измерения» и др.

Нормативные документы 2-го уровня были представлены:

• государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р);

• межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в дей­ствие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в ка­честве государственных стандартов Российской Федерации;

• государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТ);

• правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;

• общероссийскими классификаторами технико-экономической и со­циальной информации.

По состоянию на 1 января 2003 г. федеральный фонд составил более 23 тыс. государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р).

Регламентами 2-го уровня являлись: государственные и межгосудар­ственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сер­тификации; общероссийские классификаторы.

Нормативные документы 3-го уровня были представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

Категория ОСТ введена еще в 1960-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 32 тыс.).

Категория СТО впервые была введена в 1992 г. Одними из первых пред­ставителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обще­ством оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и дере­вообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО были установлены ГОСТ Р 1.4—93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и дру­гих общественных объединений. Общие положения».

Нормативные документы 4-го уровня были представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стан­дартами предприятий/организаций (СТП) и техническими условиями (ТУ).

ТУ выступают в роли технических и нормативных документов. К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляе­мую продукцию (оказываемые услуги).

Общие требования к разработке СТП/СТО установлены вышеупо­мянутым ГОСТ Р 1.4.

2. Переходный этап. Начало ознаменовалось тем, что Госстандарт Рос­сии, получив (в соответствии с Постановлением Правительства РФ) фун­кции национального органа по стандартизации, принял 27 июля 2003 г. постановление № 63 «О национальных стандартах Российской Федера­ции», в соответствии с которым:

• с 1 июля — дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» признаны национальными действующие государственные межгосу­дарственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ;

• впредь до вступления в силу соответствующих технических регламен­тов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей зако­нодательства РФ о техническом регулировании.

Указанный акт не следует рассматривать как формальное переимено­вание государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы в соответствии со ст. 46 гл. 10 ФЗоТР имеют сокращенный набор обяза­тельных требований.

С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством входило установление обя­зательных требований. Речь идет, например, о СанПиНах Минздрава России, СНиПах Госстроя России и т. д.

В ФЗоТР не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли, однако в проекте нового закона «О стандартизации» предлагается вновь вернуть данную категорию.

3. Заключительный этап. Первоначально предполагалось, что к 2010 г. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие зарубежной практике. Она будет возглав­ляться негосударственной организацией, в стране будут действовать ФЗ на технические регламенты, а национальные стандарты будут содержать только рекомендуемые требования.

Изменение статуса системы не означало, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11—17 ФЗ. В частности, она проявляется в регламен­тировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения нацио­нальных стандартов.

После завершения реформ планировалось, что в России останутся две системы стандартизации: национальная, действующая в общероссий­ском масштабе, и локальная, действующая в рамках организации.

Согласно Закону «О техническом регулировании» национальную сис­тему стандартизации образуют:

• участники работ по стандартизации;

• такие нормативные документы по стандартизации, как национальные
стандарты, стандарты иностранных государств, региональные стандар­
ты, международные стандарты, своды правил, общероссийские клас­
сификаторы технико-экономической и социальной информации;

• правила разработки и применения этих документов.

Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций (СТО), которые по существу заменили стандарты предприятий (СТП).

Однако позже, уже в ходе проведения реформы, стало ясно, что она не может быть завершена до 2010 г. Потребовалось вновь вернуться к раз­работке нового ФЗ «О стандартизации», в котором количество категорий стандартов не сократилось, как планировали ранее, а увеличилось.

Российская система стандартизации выступает как механизм нор­мативно-технического управления процессами проектирования, раз­работки, производства, обращения и применения продукции во всех отраслях, функционирование которого осуществляется в соответ