Общая характеристика национальной системы стандартизации
Система стандартизации — совокупность правил выполнения работ по стандартизации, ее участников и правил функционирования системы в целом. Из определения видно, что система стандартизации, как и любая управленческая система (система качества, система сертификации), состоит из субъектов и объектов.
В роли субъектов выступают участники стандартизации, а в качестве объектов — документы по стандартизации, носители правил и процедуры.
Рассмотрим поэтапное реформирование государственной системы стандартизации (ГСС) России, которая с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» преобразована в Национальную систему стандартизации (НСС):
• 1-й этап — начальный (1992—2002 гг.) — состояние Государственной системы стандартизации, функционирующей с 1992 г., к моменту принятия названного закона;
• 2-й этап — переходный (2003—2010 гг.) — преобразование Государственной системы стандартизации в Национальную систему стандартизации с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный;
• 3-й этап — окончание формирования Национальной системы стандартизации — системы, возглавляемой негосударственной организацией, базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.
1. Начальный этап. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов (НД) по стандартизации. Указанный фонд представлял четырехуровневую систему, включавшую:
1) техническое законодательство;
2) государственные стандарты, общероссийские классификаторы тех
нико-экономической и социальной информации;
3) стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;
4) стандарты предприятий и технические условия.
Техническое законодательство, являясь правовой основой ГСС, по существу представляло собой совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательства был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании», а также законы «О санитарно-гигиеническом благополучии населения», «О защите прав потребителя», «Об обеспечении единства измерения» и др.
Нормативные документы 2-го уровня были представлены:
• государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р);
• межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;
• государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТ);
• правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;
• общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
По состоянию на 1 января 2003 г. федеральный фонд составил более 23 тыс. государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р).
Регламентами 2-го уровня являлись: государственные и межгосударственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы.
Нормативные документы 3-го уровня были представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).
Категория ОСТ введена еще в 1960-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 32 тыс.).
Категория СТО впервые была введена в 1992 г. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обществом оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО были установлены ГОСТ Р 1.4—93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».
Нормативные документы 4-го уровня были представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий/организаций (СТП) и техническими условиями (ТУ).
ТУ выступают в роли технических и нормативных документов. К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).
Общие требования к разработке СТП/СТО установлены вышеупомянутым ГОСТ Р 1.4.
2. Переходный этап. Начало ознаменовалось тем, что Госстандарт России, получив (в соответствии с Постановлением Правительства РФ) функции национального органа по стандартизации, принял 27 июля 2003 г. постановление № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации», в соответствии с которым:
• с 1 июля — дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» признаны национальными действующие государственные межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ;
• впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.
Указанный акт не следует рассматривать как формальное переименование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы в соответствии со ст. 46 гл. 10 ФЗоТР имеют сокращенный набор обязательных требований.
С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством входило установление обязательных требований. Речь идет, например, о СанПиНах Минздрава России, СНиПах Госстроя России и т. д.
В ФЗоТР не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли, однако в проекте нового закона «О стандартизации» предлагается вновь вернуть данную категорию.
3. Заключительный этап. Первоначально предполагалось, что к 2010 г. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией, в стране будут действовать ФЗ на технические регламенты, а национальные стандарты будут содержать только рекомендуемые требования.
Изменение статуса системы не означало, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11—17 ФЗ. В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.
После завершения реформ планировалось, что в России останутся две системы стандартизации: национальная, действующая в общероссийском масштабе, и локальная, действующая в рамках организации.
Согласно Закону «О техническом регулировании» национальную систему стандартизации образуют:
• участники работ по стандартизации;
• такие нормативные документы по стандартизации, как национальные
стандарты, стандарты иностранных государств, региональные стандар
ты, международные стандарты, своды правил, общероссийские клас
сификаторы технико-экономической и социальной информации;
• правила разработки и применения этих документов.
Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций (СТО), которые по существу заменили стандарты предприятий (СТП).
Однако позже, уже в ходе проведения реформы, стало ясно, что она не может быть завершена до 2010 г. Потребовалось вновь вернуться к разработке нового ФЗ «О стандартизации», в котором количество категорий стандартов не сократилось, как планировали ранее, а увеличилось.
Российская система стандартизации выступает как механизм нормативно-технического управления процессами проектирования, разработки, производства, обращения и применения продукции во всех отраслях, функционирование которого осуществляется в соответ