Криптография и археология
Из истории второй мировой войны
В воскресенье, 7 декабря 1941 г., рано утром японская авиация нанесла внезапный удар по военно-морской базе США в Перл-Харборе (Гавайские о-ва) и вывела из строя основные силы американского Тихоокеанского флота. К этому событию японцы готовились с августа 1941 г. Американцы тогда уже умели читать военно-морскую переписку японцев. Незадолго до этого нападения японские агенты на Гавайских островах получили указание сообщать о точном местонахождении и перемещениях военных кораблей США. Американские военачальники и администрация президента сначала не придали этой информации должного значения, и поэтому распоряжение Рузвельта о превентивных мерах поступило на базу тогда, когда военные корабли уже горели.
С конца 1941 г. наши союзники по антигитлеровской коалиции регулярно формировали на английской военно-морской базе в Исландии конвои - специальные соединения из транспортных и военных судов - и направляли их в северные порты СССР. Переход такого каравана судов длился 10-14 суток. Во второй половине 1942 г. в СССР был отправлен конвой PQ-17. Внезапно где-то на полпути конвой был атакован немецкими подлодками и с воздуха. В результате из 36 судов было потоплено 24, на дно было отправлено 3350 грузовиков, 430 танков и 100 000 т разного груза. Предыстория этого события такова. В июле 1942 г. финский центр радиоперехвата принял телеграмму, переданную азбукой Морзе с советской авиабазы вблизи Мурманска и зашифрованную несложным шифром. В ней сообщались все данные о конвое PQ-17, его времени отправления, месте назначения, количестве судов и характере грузов. В финском центре смогли расшифровать эту телеграмму и передать ее немцам. Аналогичная история повторилась и со следующим конвоем.
Многие народы, населявшие Землю, бесследно исчезли, о других остались лишь археологические памятники со следами неведомой письменности или упоминания в трудах греческих или римских историков. И лишь иногда удается оживить эти памятники, заставить заговорить их на современных языках. Геродот в своей "Истории" сообщает, что египтяне пишут справа налево и что они употребляют двоякого рода письмо: одно называют священным {иератическим), другое - общенародным (демотическим). Но уже в IV в. египетские иероглифы воспринимаются как рисуночное письмо, в котором отдельные знаки обозначают самостоятельные понятия. Более того, высказываются и мнения, что иероглифы являются орнаментами и простыми украшениями. Только в эпоху Возрождения появился интерес к загадочным иероглифам. Чтобы воскресить египетскую письменность, пришлось потрудиться многим ученым. Упомянем некоторых из них. Первый, кто пытался оживить египетские иероглифы, был иезуит Анастасий Кирхер. Он же показал что коптский язык - исчезающий язык египетских христиан - был древнеегипетским народным языком. Датский ученый Карстен Нибур, занимаясь в Каире копированием всех доступных ему иероглифических надписей, обнаружил, что число различных иероглифов невелико. Поэтому египетскую письменность нельзя рассматривать как целиком идеографическую, т. е. такую, в которой для каждого слова имеется отдельный знак. В 1799 г. при отступлении наполеоновских войск из Египта совершенно случайно вблизи г. Розетта был найден камень, испещренный письменными знаками. Уже с первого взгляда можно было установить, что эта надпись состоит из трех частей: верхняя составлена из иероглифов, самая нижняя - из греческих букв, а к средней сначала и не знали, как подступиться. Розетский камень привлек внимание европейских ученых. И только в 1821 г. Жан Франсуа Шампольон завершил многолетнюю работу над расшифрованием египетской письменности. В результате он мог передавать демотический текст, знак за знаком, иератическим письмом и это последнее - иероглифами, на что до него никто не был способен. Свой вклад в расшифровку египетских иероглифов внесли также английский ученый Томас Юнг, немецкий ученый Лепсиус и многие другие.
Клинопись была забыта даже более основательно, чем египетские иероглифы. Геродот упоминает о персидских буквах, а Страбон - об "ассирийской письменности", но ни они, ни древние евреи, видимо, не знали о клине как основном элементе этой письменности. Только в XIX в. европейским ученым удалось заставить заговорить древнеперсидскую клинопись. Среди них в первую очередь следует назвать Георга Фридриха Гротенфенда.
Поразительным открытием было дешифровка хеттской письменности. Дело в том, что о хеттах молчали все доступные европейцам исторические источники. И только в одной книге - Библии - об этом народе говорится в разных местах. Швейцарский востоковед Людвиг Буркхард во время одного из своих путешествий вблизи сирийского города Хама нашел камень, покрытый знаками, отличными от египетских. Прошло несколько десятилетий, прежде чем стало ясно, что это письменность исчезнувшего народа - хеттов. Но только в 1917 г. чешский ученый Бедржих Грозный опубликовал труд "Язык хеттов, его строй и принадлежность к индогерманской группе языков".
Загадочной до сих пор остается Индская цивилизация (IV—II тысячелетия до н. э.). Она открыта в начале XX в. По-видимому, индская цивилизация была культурой бронзового века. Ее города были застроены 2-3-этажными домами с водопроводом и канализацией, земледелие также
достигло определенных успехов: выращивали пшеницу, хлопок и другие культуры; домашнее животноводство было представлено коровами, буйволами, свиньями, овцами... На керамике и металлических предметах сохранились надписи. Но до сих пор неизвестен ни язык этой письменности, ни какие-нибудь связи с народами, ныне населяющими полуостров Индостан.
До сих пор остаются непонятыми письмена древних жителей островов Пасхи.