В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Новизна любого средства относительна, как в личностном, так и во временном (историческом плане). То, что ново для одного, то не ново для другого. Классно-урочная система обучения создана в 16 веке Я.А Коменским. Идея, которая использовалась и будет еще использоваться. Нельзя рассматривать новое вне исторически. Иногда новое появляется раньше срока и бывает невостребованным, т.к. нет условий для инноваций. Новое очень часто пробивает себе дорогу с трудом. Гете: «Сначала говорят, что «это – чушь», потом «в этом что-то есть», и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной – «а кто этого не знал?»».

Признаки новизны:

1. Новизна абсолютная (принципиально неизвестное – патент выдается).

2. Относительная новизна (местная, частная, условная).

3. Псевдоновизна (оригинальнеченье, прожектерство, стремление сделать не лучше, а просто иначе). Часто встречается в практике.

4. Изобретательские мелочи. Также часто в практике. Говорят: курица снесла яйцо, а кудахчет так, словно снесла целый мир.

Остро стоит проблема соотношения нормы и инновации. Необходимы и норма и инновация. Между ними существует подвижное взаимодействие. Оно дает возможность одновременного функционирования и развития. Нельзя допускать крайностей в этом соотношении, т.к. иногда норма воспринимается как предрассудок, либо новшество как паталогия. (Пример: резкий отказ от типовой программы как устаревшей программы был неверен, т.к. она построена была на серьезных научных исследованиях, а также имела функцию нормы для дошкольного образования).

Инновации необходимы в изменившихся условиях общественной жизни. Причиныэтих изменений:

- попытка уйти от тоталитаризма в образовании и демократизировать систему образования;

- стремление гуманизировать образование для учетов интересов отдельного человека;

- необходимость приспособления к новым экономическим условиям существования общества и системы образования;

- создание условий для формирования такой системы образования, которая бы обеспечила бы качественное развитие детей;

- инновационные процессы могут стать важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества.

 

Каждое нововведение имеет две стороны: технологическую (специфика использования) и личностную(умение педагога-мастера влиять на результаты внедрения). Яркая идея может не дать результата: так, программа «Радуга» предполагает в первую очередь личностно-ориентированную модель воспитания, и при авторитарном стиле педагога не будет ожидаемого результата. Теоретическая подготовленность педагога, его уровень знаний, психологическая подготовка в первую очередь окажут влияние на внедрение таких программ как «Развитие» и «Истоки». Индивидуально-ориентированное обучение невозможно реализовать, не зная сути гуманистической парадигмы, идей гуманистической психологии.

Новое средство рождается в конкретных условиях и иногда, в образовательных учреждениях не анализируют ситуацию и руководствуются личными вкусами, симпатиями – «нравится - не нравится».

Ученые заметили, что увеличение количества тех, кто использует какое-либо новшество, появление нового опыта его освоения, ужесточают набор условий, при которых новшество эффективно. (Есть существенные различия между реализацией программы «Развитие» в Москве под руководством авторов программы и ее же реализацией в районном центре Удмуртии или в сельском детском саду. Или программа «Детство», реализуемая в Санкт-Петербурге, где высокий уровень приобщения людей к искусству, в частности, изобразительному, будет отличаться от реализации в г.Глазове, например).

Исследователи инновационных процессов А.И.Пригожин, Н.И.Лапин, Б.В.Сазонов, В.С. Толстой, Н.И.Степанов, А.Г.Кругликов и др. выделяют два подхода к изучению структуры инновационных процессов:

1. Предметно-феноменологический или предметно-технологический – микроуровень индивидуального новшества.

2. Макроуровень – взаимодействие отдельных нововведений. (Так, на макроуровне становится особо актуальной проблема взаимодействия программ дошкольного образования и программ начальной школы).

Рассматривая микроструктуру инновационного процесса, ученые выдвигают концепцию «жизненного цикла» нововведения, которая исходит из того, что нововведение есть процесс протекаемый во времени. В нем вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающие создание и исполнение новшества.

Схема (этапы)

1. Этап – рождение новой идеи или возникновение концепции новшества (открытие).

2. Этап – изобретение, т.е. создание новшества.

3. Этап – практическое применение новшества, доработка.

4. Этап – распространение новшества, заключающееся в его широком внедрении.

5. Этап – господства новшества, когда оно перестает быть таковым, теряя новизну.

6. Этап – сокращение масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

(Так программа под ред. Васильевой, наверное, быстрее других прошла все эти этапы: в 1985 г. создана, быстро внедрена, и через 6 лет по некоторым разделам устарела безвозвратно. Идеологическое содержание).

Педагогический инновационный процесс проходит не всегда гладко и зачастую встречаются серьезные проблемы. Так А.И.Кузнецов выделяет такие недостатки инновационных процессов как:

- подстраивание новаций под прежние нормы, отжившие традиции;

- формальная смена названий, «вывесок»; («развивающий центр» – учат чтению и письму).

- коньюнктюрное «воспоминание» и воссоздание исторических форм учебных заведений (лицей, гимназия и т.п.).

- заигрывание с научными структурами;

- массовое создание «интеллектуализированных» служб (психологических, социальных, методологических, экспертных советов); («кафедры» в школах вместо «методобъединений»).

- Универсализация некоторых приемов, методик. (Например ТРИЗ – «Кораблик»)

Такие имитационные подтасовки, мимикрия дают свои негативные «плоды»: апатия, разочарование родителей, детей, педагогов. Ждут много, но на деле моральный ущерб, дискредитация инновационных процессов.

Поэтому необходимо знать сущность процесса внедрения новшества, различать основные типы инноваций, разбираться в источниках, уметь оценить новшество и знать специфику его внедрения.