МЕРЫ ИНФОРМАЦИИ

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

Информация характеризуется следующими свойствами:

Динамичность. Информация существует ровно столько, сколько продолжается взаимодействие данных об объекте с методами их обработки. Как только это взаимодействие завершается, опять получаются данные, но представленные в другой форме.

Пример: Преподаватель взаимодействует в ходе занятий со студентами, в результате чего сообщаемые им данные превращаются у студента в информацию, хранимую в головном мозге. В ходе экзамена устанавливается взаимодействие студента с преподавателем, при котором данные из головного мозга студента превращаются в информацию для преподавателя о знании или незнании вопроса студентом и далее эта информация превращается в данные в зачетные книжки.

Важность (ценность, полезность). Информация может быть важной для собеседников или представлять известные им сведения – в этом проявляется субъективность в оценке информации. Цена информации определяется связанными с ней материальными и духовными приобретениями или потерями.

Адекватность. Степень соответствия создаваемого посредством полученной информации образа содержанию оригинала (реального объекта, процесса или явления). Пример: информация об удешевлении иномарок в четыре раза на территории Московской области преподнесенная 1 апреля вполне соответствует оригиналу – первоапрельской шутке. Хотя в любой другой день она является ложной и не адекватной оригиналу.

Достоверность. Степень соответствия содержания информации реальному объекту. Это свойство связано с истинностью или ложностью информации.

Точность. Степень близости информации к описанию реального состояния объекта, процесса или явления.

Актуальность. Степень соответствия информации текущему моменту времени или степень сохранения ценности информации к моменту ее использования.

 

К измерению информации существуют два подхода: содержательный и алфавитный (кибернетический).

Содержательный подход, основываясь на информации как знании людей, предполагает следующую цепочку понятий:

Информация → сообщение → информативность сообщения → единица измерения информации → информационный объем сообщения.

Сообщение – это поток сигналов, поступающий к принимающему его субъекту.

Информативным называют сообщение, которое пополняет знания человека, т.е. несет для него информацию. Информативно то сообщение, которое несет новые и понятные сведения. Если сообщение не информативно для человека, то количество информации в нем, с точки зрения этого человека, равно нулю. Количество информации в информативном сообщении больше нуля.

Для измерения количества информации необходимо ввести единицу измерения информации. В рамках содержательного подхода такая единица должна быть мерой пополнения знаний субъекта или мерой устранения его незнания – неопределенности в сознании субъекта.

1. Мера неопределенности (энтропия) как мера количества информации.