Проектная линия на косогоре

На косогоре проектная линия должна обеспечить устойчивость земляного полотна при возможно меньшей трудоемкости и стоимости работ. При реальном проектировании в проектных организациях проектированию предшествуют почвенно-геологические обследования с целью выявления крутизны, чередования напластований, и их свойства, т. е. установления степени устойчивости склонов косогора. При устойчивом косогоре основная задача так провести проектную линию, чтобы обеспечить наименьшую стоимость и трудоемкость работ при постройке земляного полотна.

В случае сомнений в устойчивости необходимо произвести поверочные расчеты и предусмотреть меры, обеспечивающие устойчивость дорожного полотна. К таким мерам относятся: устройство дренажей, перехватывающих и отводящих в сторону грунтовые воды, проектирование подпорных стен и пр.

При учебном проектировании, при наличии косогорности, которая может быть установлена по горизонталям топографической карты (если трасса проходит параллельно или под углом к густорасположенным горизонталям), положение проектной линии, рабочие отметки определяют по поперечникам приблизительным равенством объемов полувыемки и полунасыпи (рис.4), а также по равенству их площадей. На поперечниках указанным способом определяют наивыгоднейшее положение проектной линии по высоте.

 

 

Рис. 4. Поперечный разрез полувыемки и полунасыпи на косогоре.

 

Определенные по поперечным профилям проектные отметки оси переносят на продольный профиль и полученные точки соединяют линией, которую спрямляют, не превышая допускаемого продольного уклона осредненной линией и уточняют проектные отметки.