Установление величины рекомендуемой рабочей отметки насыпи
Исходные данные для проектирования
Проектирование продольного профиля дороги
Лекция №3.
СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» п.4.20. Проектирование плана продольного профиля дорог надлежит производить из условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечение безопасности и удобства движения, возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода.
При назначении элементов плана и продольного профиля, в качестве основных параметров следует применять:
Продольные уклоны – не более 30%.
1. Расстояние видимости для остановки автомобиля – не менее 450 м
2. Радиусы кривых на плане – не менее 3000 м
3.Радиусы кривых в продольном профиле:
- выпуклых не менее 70000 м;
- вогнутых не менее 8000.
5.Длины кривых в продольном профиле:
- выпуклых не менее 300 м;
- вогнутых не менее 100 м.
Предельно допустимые нормы следует принимать по таблице 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог.
Таблица 1
СНиП 2. 05. 02-85 «Автомобильные дороги»
Расчетная скорость, км/ч | Наибольшие продольные уклоны, % 0 | Наименьшие расстояния видимости, м | Наименьшие радиусы кривых, м | |||||
Для остановки | В горной местности | В плане | В продольном профиле | |||||
Основные | В горной местности | Выпуклых | Вогнутых | |||||
Основные | В горной местности | |||||||
- |
К основным исходным данным для проектирования земляного полотна в продольном профиле относятся: максимально допустимый продольный уклон, минимальные радиусы выпуклых и вогнутых вертикальных кривых, рекомендуемая рабочая отметка в насыпи, контрольные (фиксированные) отметки.
Рекомендуемая рабочая отметка насыпи является одним из важнейших показателей проектируемого земляного полотна.
К контрольным (фиксированным) относятся отметки:
а) оси дорожных покрытий населенных пунктов, к которым трасса примыкает;
б) головок рельсов, пересекаемых в одном уровне железных дорог;
в) оси пересекаемых в одном уровне автомобильных дорог более высокой категории;
г) въездов во дворы и входов в строения;
д) бровок насыпей у мостов;
е) бровок насыпей над трубами;
ж) настилов путепроводов при пересечении железных и автомобильных дорог в разных уровнях, определяемых им условий соблюдения габаритных размеров размещения конструктивной высоты пролетного строения путепровода.
Устойчивость земляного полотна при соответствующем водно-тепловом режиме достигается проектированием необходимого возвышения бровки над поверхностью земли, над расчетным уровнем воды при длительном стоянии.
При проектировании продольного профиля в равнинной, слабохолмистой местности, в первую очередь, следует обеспечить оптимальные условия для последующей эксплуатации дороги. Этим целям лучше всего отвечают насыпи с достаточным возвышением бровки.
Руководящую отметку насыпи устанавливают исходя из почвенно-грунтовых и гидрологических условий и условий снегозаносимости дороги.
Возвышение бровки над поверхностью земли должно обеспечить быстрое просыхание земляного полотна в климатических условиях района проложения трассы.
Главными факторами, влияющими на величину рекомендуемой рабочей отметки, являются: тип местности по характеру и степени увлажнения поверхностными и грунтовыми водами, климатическая зона, характеризующие количество осадков и их распространение по временам года, среднедекадная толщина снежного покрова, группа грунта, предполагаемая толщина дорожной одежды, категория дороги.
По условиям увлажнение грунта земляного полотна участки трассы делят на три гидравлические группы:
1. Сухие места, характеризуемые хорошо обеспеченным продольным или поперечным водоотводом (с уклоном более 10%), отсутствием грунтовых вод вблизи дневной поверхности земли (на глубине до 2 м);
2. Сырые места с временным потоком воды, характеризуемые плоским рельефом с малыми продольными уклонами, не обеспечивающими быстрого стока поверхностных вод. Грунтовые воды отсутствуют или разложены на глубине более 2 м от поверхности;
3. Сырые места, характеризуемые высоким состоянием уровня грунтовых вод в осенне-зимний период.
Климатическую зону определяют по карте дорожно-климатического районирования территории РФ
Насыпь проектируют такой высоты, чтобы вода, поднимающаяся по капиллярам, не могла вызвать увлажнения грунта, подстилающего дорожную одежду.
![]() ![]() |
Рекомендуемая высота насыпи на местности I типа должна быть не ниже толщины дорожной одежды и требуемого возвышении низа дорожной одежды над поверхностью земли для обеспечения надежного отвода воды от земляного полотна и основания проезжей части (рис. 1).
Рис.1 Схема к определению рекомендуемой насыпи (рекомендуемой рабочей отметки):
а – на местности I и II типов; б – на местности III типа.
На местности II и III типов, т. е. на сырых и мокрых участках, рекомендуемая высота насыпи включает, кроме толщины дорожной одежды, наименьшее возвышение низа одежды в наиболее низком месте поперечного профиля над поверхностью земли с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем воды (табл. 2).
Таблица 2. Наименьшее возвышение низа дорожной одежды
Грунт | Наименьшее возвышения низа дорожной одежды | |||||||
Над расчетным уровнем воды по зонам | Над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стокам по зонам | |||||||
II | III | IV | V | II | III | IV | V | |
Пески средние, мелкие и супеси легкие Пески пылеватые и супеси тяжелые Супеси пылеватые, тяжелые пылеватые; суглинки легкие, легкие пылеватые и тяжелые пылеватые Тяжелые суглинки, глины пылеватые, песчанистые и жирные | 0.7 1.2 1.9* 1.9 | 0.6 0.8 1.7* 1.4 | 0.5 0.8 1.4* 1.1 | 0.4 0.7 1.3* 1.0 | 0.5 0.6 0.8 0.7 | 0.4 0.5 0.6 0.6 | 0.3 0.4 0.5 0.4 | 0.2 0.3 0.4 0.4 |
Примечание.
1. Для крупных песков, не требующих устойчивости во влажном состоянии, возвышение низа дорожной одежды над уровнем воды не нормируют.
2. В качестве расчетного уровня грунтовых вод принимают наивысший возможный уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов или по поверхности торфяного слоя почвы.
3. Наименьшее возвышение низа дорожной одежды для дорог IV, V и 1V-п категорий с переходными и низшими типами покрытий допускается уменьшать по сравнению с нормами, но не более чем в 1,5 раза.
* Возведение высоких насыпей из неблагоприятных грунтов допускают в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании
В открытых местах, где возможны значительные снежные заносы, необходимо принимать возвышение бровки земляного полотна в насыпях на 0,4—0,6 м над поверхностью снегового покрова, принимаемого по данным ближайших метеорологических станций (или энциклопедии при учебном проектировании)