Судебная власть
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам
1. Система общих судов
Систему общих судов составляют:
районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды;
областные (Минский городской), Белорусский военный суды;
Верховный Суд Республики Беларусь.
В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.
2. Система хозяйственных судов
Систему хозяйственных судов составляют:
хозяйственные суды областей (города Минска);
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.
3. Конституционный Суд
Конституционный Суд Республики Беларусь в системе органов судебной власти.
В Республике Беларусь предусмотрен специальный орган конституционного контроля – Конституционный Суд, который входит в судебную систему, но занимает в ней особое место ввиду специфики его функционального назначения.
Статья 116 Конституции устанавливает, что контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.
Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:
о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».
Основной функцией Конституционного Суда, несомненно, является конституционный контроль. Однако наряду с проверкой конституционности нормативных правовых актов реализуются и иные функции, если говорить о вспомогательных функциях, которые тоже работают на достижение этой же цели.
Конституционный Суд работает достаточно эффективно, когда речь идет о проверке нормативных правовых актов, регулирующих личные, неотъемлемые права и свободы. Более осторожно приходится действовать, если идет речь о социально-экономических правах. При принятии решения мы фиксируем с учетом всех обстоятельств более оптимальный подход, обеспечивающий реальную защиту прав. Ведь задача Конституционного Суда – укреплять конституционные гарантии, юридические гарантии в первую очередь. Создание материальных гарантий и их реализация – за Правительством, Парламентом, Президентом.
Конституционный Суд способствует укреплению независимости судебной системы, развитию конституционного правосудия. Вместе с тем представляется, что только совместными усилиями всех органов конституционного контроля, которые сейчас находятся в этой системе, можно многое сделать для того, чтобы реально исполнялась Конституция, чтобы совершенствовалась правовая система государства, в том числе с учетом норм международного права, в частности Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.