Судебная власть

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам

1. Система общих судов

Систему общих судов составляют:

районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды;

областные (Минский городской), Белорусский военный суды;

Верховный Суд Республики Беларусь.

В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.

2. Система хозяйственных судов

Систему хозяйственных судов составляют:

хозяйственные суды областей (города Минска);

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

3. Конституционный Суд

Конституционный Суд Республики Беларусь в системе органов судебной власти.

В Республике Беларусь предусмотрен специальный орган конституционного контроля – Конституционный Суд, который входит в судебную систему, но занимает в ней особое место ввиду специфики его функционального назначения.

Статья 116 Конституции устанавливает, что контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Основной функцией Конституционного Суда, несомненно, является конституционный контроль. Однако наряду с проверкой конституционности нормативных правовых актов реализуются и иные функции, если говорить о вспомогательных функциях, которые тоже работают на достижение этой же цели.

Конституционный Суд работает достаточно эффективно, когда речь идет о проверке нормативных правовых актов, регулирующих личные, неотъемлемые права и свободы. Более осторожно приходится действовать, если идет речь о социально-экономических правах. При принятии решения мы фиксируем с учетом всех обстоятельств более оптимальный подход, обеспечивающий реальную защиту прав. Ведь задача Конституционного Суда – укреплять конституционные гарантии, юридические гарантии в первую очередь. Создание материальных гарантий и их реализация – за Правительством, Парламентом, Президентом.

Конституционный Суд способствует укреплению независимости судебной системы, развитию конституционного правосудия. Вместе с тем представляется, что только совместными усилиями всех органов конституционного контроля, которые сейчас находятся в этой системе, можно многое сделать для того, чтобы реально исполнялась Конституция, чтобы совершенствовалась правовая система государства, в том числе с учетом норм международного права, в частности Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.