Мотивационные регуляторы жизненного пути человека

(С.Л. Рубинштейн)

Основная идея концепции состоит в том, что в отличие от живых существ, человек имеет свою историю, а не просто повторяющиеся циклы развития.

История человека – это деятельность, в которой он преследовал свои цели, достигал их, делал ошибки и исправлял их. Поэтому изучение потребностей, интересов, идеалов и установок, вообще направленности личности даёт возможность прогнозировать и тем самым упреждать ошибки.

Содержание мотивации достаточно легко можно определить, отвечая на следующие вопросы:

*чего человек хочет?

*к чему стремится?

*что он может?

В процессе исторического развития круг того, в чем человека нуждается, постоянно расширяется. Эта нужда. Отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. В ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. В случае отсутствия того, в чем имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от чего, естественно, стремится освободиться.

В беспокойстве зарождается:

1) состояние дискомфорта;

2) динамическая тенденция, которая выступает как стремление;

3) после этого отчётливо вырисовывается предмет, на который она направлена.

Направленность включает 3 тесно взаимосвязанных момента:

А) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определённый предмет;

Б) возникающее при этом напряжение;

В) динамические тенденции и происходимые компоненты психических процессов.

Динамические тенденции выступают у Фрейда в виде влечений. Объект бессознательного влечения неосознан. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создаёт, влечение порождает импульс к действию. Фрейд различает 2 группы влечений:

*сексуальные влечения или влечение эроса;

*влечения «я» или самосохранения.

Для Фрейда влечение превращается в идущую из глубин организма самодовлеющую силу. Влечение действует изнутри организма, всегда требует удовлетворения. Является одной из многих форм потребностей.

Противостоит влечению – должное. Между влечением и должным возникает антагонизм. Должному человек подчиняется как некой внешней, идущей извне силе, принуждающей поступать вопреки своим влечениям и желаниям.

Из тенденций, которые образуют направленность человека выделяется установка.

* установка личности – это позиция, отношение к целям или задачам м выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Всякая установка – это установка на линию поведения. Смена установки означает перестройку психического строя индивида, связанную с перераспределением того, что для него значимо. Установка играет значимую роль в деятельности личности:

1) изменяет перспективу, в которой субъект воспринимает любое предметное содержание;

2) перераспределяет значимость различных моментов;

3) по-иному расставляет ударения, акценты, интонации;

4) по-другому выделяет существенное – в иной перспективе и в ином свете.

Деятельность иногда порождает интересы.

* Интерес – направленность личности, которая в конечном счёте обусловлена осознанием её социальных интересов.

* Интерес– это сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть.

Интерес как направленность личности заключается в сосредоточенности её помыслов на определённом предмете.

* Помысел – это сложное и неразложимое образование – направленная мысль, мысль-забота, мысль-участие, которая содержит эмоциональную направленность.

Интерес всегда носит характер двусторонних отношений. Если интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет интересен; он вызывает желание ближе познакомиться.

Каждый человек имеет биографию, историю «жизненного пути». Недаром в биографию человека включают: где и чему учился, где и как работал, что сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая характеризует его труды данный факт свидетельствует о процессе включения человека в историческое развитие. Личность в данном случае совершает исторические дела, следовательно становится исторической личностью в собственном смысле слова.