Сравнение периодизаций психического развития
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Система отношений |
Младенческий (0 -1 год) | Общение со взрослыми | Человек – человек |
Раннее детство | Предметная деятельность | Человек – вещь |
Дошкольный возраст | Игра | Человек – человек |
Младший школьный возраст | Учебная деятельность | Человек – вещь |
Подростковый возраст | Общение со сверстниками | Человек – человек |
Юношеский возраст | Учебно – профессиональная деятельность | Человек – вещь |
Все ведущие деятельности можно разделить на 2 группы:
Первая – это те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми (это непосредственно-эмоциональное общение младенца, игра дошкольника, личностное общение подростка).
Вторая – это те, виды деятельности, благодаря которым у ребёнка формируются представления о предметном мире и способах действий в нём (это предметно - манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника, учебно – профессиональная деятельность юноши).
Возраст | Пиаже | Эльконин | Фрейд | Эриксон | Традиционная классификация |
0-1 год | Сенсомоторная стадия | Общение | Оральная | Орально-сенсорная (доверие - недоверие) | Первое детство |
1-2 года | Предметная деятельность | Анальная | Мышечно-анальная (автономия – стыд и сомнение) | ||
3-6 лет | Дооперационального мышления | Игровая деятельность | Фаллическая | Локомоторно-генитальная (инициатива – вина) | Второе детство |
7-12 лет | Конкретных операций | Учебная деятельность | Латентная | Латентная | Третье детство |
12-16 лет | Формальных операций | Общение со сверстниками | Генитальная | Подростковая (Эго-идентичность – спутанность ролей) | Пубертатный период |
16-18 лет | ¾ | Учебно-профессиональная деятельность | ¾ | Ювенильный период | |
20-25 лет | ¾ | ¾ | ¾ | Ранняя зрелость (близость - изоляция) | Юность |
25-40 лет | ¾ | ¾ | ¾ | Средняя зрелость (продуктивность - застой) | Ранняя зрелость |
40-60 (64) лет | ¾ | ¾ | ¾ | Зрелый возраст | |
60-65 лет | ¾ | ¾ | ¾ | Поздняя зрелость (Эго-интеграция - отчаяние) | Завершение зрелости |
65-75 лет | ¾ | ¾ | ¾ | Первая старость | |
После 75 лет | ¾ | ¾ | ¾ | Преклонный возраст |
5. Жизненный путь личности.Личностью, как известно, человек не рождается, а становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? Что я был? Что я сделал? Чем я стал?
Жизненный путь личности состоит из последовательно сменяющих друг за другом фаз. Каждая из них – это качественно новая ступень в развитии личности. В ходе жизненного пути осуществляется развитие человека – личности и субъекта деятельности, а вместе с тем и индивидуальности. Совокупность таких «изменений» составляет пространственную структуру жизненного пути.
Среди множества концепций жизненного пути выделяют 3 наиболее полно отражающие процесс развития человека:
1. жизненный путь – само осуществление человека (Шарлотта Бюлер);
2. мотивационные регуляторы жизненного пути человека (С.Л. Рубинштейн);
3. сенситивные периоды в жизни человека и их коды – числа Фибоначчи (В.В. Клименко).
Шарлотта Бюлер установила закономерности («регулярности») в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций (мотиваций), в изменении объёма жизненной активности в зависимости от возраста. Движущей силой развития личности по Ш.Бюлер, является врождённое стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя».
* Самоосуществление –итог жизненного пути, когда ценности и цели, к которым стремится человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию.
Самоосуществление достигается целеустремлённостью, благодаря творчеству, созиданию. Самоосуществление понимается как результат и как процесс, который в каждом возрасте имеет свои особенности:
1) хорошее самочувствие (0 – 1,5 года);
2),3) переживание завершения детства (12 – 18 лет);
4),5) самореализация (25-30 – 45-50 лет);
6),7) самозавершённость (65-70 – 80-85 лет).
Владение жизненными целями – условие сохранения психического здоровья личности. Причиной неврозов выступают не только сексуальные проблемы (как это понимает З.Фрейд) или чувство неполноценности (по А.Адлеру), сколько недостаток направленности, самоопределения. Обретение целей жизни приводит к интеграции личности.
Изучая сотни биографий разных людей, Ш.Бюлер выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека.
Изучению в биографиях подвергались 3 аспекта:
1) внешний, объективный ход событий жизни;
2) история творческой деятельности человека;
3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.
Концепция рассматривает жизненный путь человека как процесс, состоящий из пяти фаз:
Первая фаза – (возраст от 16 – 20 лет) – период, предшествующий самоопределению. Он характеризуется отсутствием у индивида собственной семьи и профессиональной деятельности. Поэтому выносится за пределы жизненного пути;
Вторая фаза – (с 16 – 20 до 25 – 30 лет) – период проб. Человек пробует себя в разных видах деятельности, заводит знакомства с представителями противоположного пола, ищет спутника жизни;
Третья фаза – (от 25 – 30 до 45 – 50 лет) – пора зрелости. Она наступает в тот период, когда человек находит своё призвание или просто постоянное занятие, когда у него возникает собственная семья.
Периоду зрелости человека свойственны:
1) реальные ожидания от жизни;
2) трезвая оценка возможностей;
3)субъективное переживание этого возраста как апогея жизни.
В 40 лет устанавливается самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как процесса решения задачи, т.е. подводятся первые итоги жизни и своих достижений.
Четвертая фаза – (от 45 – 50 до 65 – 70 лет) – фаза стареющего человека. В этой фазе он завершает профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Для человека наступает «трудный» возраст душевного кризиса вследствие биологического увядания, сокращения времени жизни.
У стареющих людей усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Завершается путь к самоосуществлению.
Пятая фаза – (то 65 – 70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляет профессиональную деятельность и заменяет её лобби. Ослабевают и уходят на нет все социальные связи. Эта фаза не причисляется к жизненному пути.
Объединяя фазы жизни, Ш.Бюлер использует понятие типа развития.
Вывод: данная концепция исходит из врождённых свойств человека к самоопределению и стремлению к самоосуществлению, которые составляют основные движущие силы развития личности. А сам жизненный путь в значительно степени представляется как результат саморазвития духа.