Качество планов. Критерии качества разработки и выполнения планов. Методы организации работ по планированию

Планирование как составляющая производственного менеджмента. Принципы планирования

Тема 2. Планирование в системе производственного менеджмента

 

Планирование- это общая функция управления, включающая анализ внешней среды; прогнозирование, оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработку плана; его реализацию.

Планыпо содержанию могут быть проблемными, комплексными или локальными; стратегическими, тактическими(как правило, годовыми) или оперативными.

Принципы планирования:

- преемственность стратегического и тактического планов;

- социальная ориентация планов (соответствие международным требованиям по экологичности, безопасности, социальное развитие коллектива);

- ранжирование объектов планирования по их важности;

- адекватность плановых показателей реальной действительности;

- согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления;

- вариантность плана: разработка не менее трех альтернативных вариантов достижения цели и выбора и выбора оптимального способа, обеспечивающего достижение цели с наименьшими затратами;

- сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по
важнейшим показателям);

- комплексная обоснованность плана;

- автоматизация системы планирования;

- обеспечение обратной связи системы планирования.

 

Качество планов- это совокупность параметров плана, отвечающих принципам и научным подходам к планированию и обеспечивающих минимальное отклонение запланированных значений параметров от фактических, полученных в результате реализации плана.

Критерием качества разработки и выполнения плановможет быть степень адекватности теоретической модели планового показателя фактическим данным, на основе которых она была разработана:

 

Ккп - критерий качества разработки и выполнения планового показателя, %;

Пф - фактическое значение планового показателя в отчетном периоде;

Пр - расчетное (нормативное, прогнозное) значение планового показателя.

 

Чем сложнее объект, длительнее период планирования и неопределенность ситуаций, тем больше допуск параметров плана. Для стратегических планов на 5 лет Ккп - не более ±15%, а для тактического годового плана ±5%.

 

Распространенными методами организации работ по планированию являются сетевые методы и построение оперограмм.

 

Сетевой график- полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой определяются логические взаимосвязи и последовательность работ. Основными элементами сетевого графика являются работа (изображается стрелкой) и событие (изображается кружком).

Работа - это процесс или действие, которые нужно совершить для перехода от одного события к другому. Она характеризуется определенными затратами труда и времени.

Если для перехода от одного события к другому не требуется затрат времени и труда, то связь таких событии изображается пунктирной стрелкой и называется фиктивной работой.

Событие - это фиксированный момент времени, представляющий собой одновременно окончание предыдущей работы (исключение - начальное событие), и начало последующей работы (исключение - конечное событие).

Путь - любая непрерывная последовательность взаимосвязанных событий п работ. Критический путьявляется наиболее продолжительным.

 

Рис. Фрагмент укрупненного комплекса работ по планированию:

Обозначения:

События:

1 - получено задание на планирование с финансированием;

2 - выполнен анализ методических документов по планированию,
моделированию, оптимизации;

3 - уточнены нормативы конкурентоспособности планируемого объекта;

4 - выполнен прогноз основных параметров плана;

5 - выполнены работы по моделированию некоторых параметров плана;

6 - выполнено экономическое обоснование плана;

7 - разработан проект плана.

Работы:

1-2 - анализ методических документов по планированию и другим смежным вопросам, продолжительностью 2,5 мес.;

1-3 - уточнение нормативов конкурентоспособности планируемого объекта по результатам маркетинговых исследований, 4,5 мес.;

1-4 - прогнозирование важнейших параметров плана, 3,5 мес.;

2-5 - моделирование, 3 мес.;

3-6 - анализ параметров плана, 2,5 мес.;

4-6 - экономическое обоснование плана, 4 мес.;

5-7 - согласование проекта плана, 3 мес.;

6-7 - согласование проекта плана, 2,5 мес.