Советское Языкознание.
Сравнительное Языкознание.
3.Языкознание в России.
1. Краткие сведения об истории языкознания. Я. начало развиваться на Др. Востоке — в Месопотамии, где исследовались грамматические структуры шумерских языков, в Сирии, М. Азии (в 3—2-м тыс. до н. э.) и Египте, а также в Индии и Китае. Сознательное изучение языка стало необходимым в связи с изобретением письменности и с появлением особых языков, отличных от разговорных (литературных и культовых письменных языков, санскрита — в Индии). Для обучения письму и письменному языку в Месопотамии составлялись списки слогов и грамматич. форм, а также словари, но теоретич. рассмотрение языковых фактов еще отсутствовало.
Необычайно высокого уровня описат. и теоретич. Я. достигло в древней Индии. (Индийская языковедческая традиция). Практич. стимулом для его развития было стремление к строгому определению норм санскрита и к точному описанию языка священных текстов (Вед). Грамматика санскрита, составленная Панини (ок. 5 в. до н. э.), является наиболее полным и предельно сжатым описанием языковой системы. Достижения инд. ученых в области фонетич. (артикуляционного) описания звуков речи оказали значительное влияние на развитие Я. в ср. века в Тибете, Китае, Корее и Японии. Китайская языковедческая традиция.
Независимо от Индии язык изучается в Др.Греции. Язык – часть природы и знание вне человека. В отличие от Индии, где описат. Я. получило свой формальный аппарат и методы исследования, в Греции Я. долгое время оставалось частью философии. Если в Индии - формальное исследование языка, то в Греции на первый план выдвигалось изучение языка как средства познания. Греческая философия Я. (Античная языковедческая традиция) была атомистической, т. к. она строилась на изучении отд. слова (а не целой языковой системы и целого высказывания, составлявших предмет анализа в инд. Я.). Особенно отчетливо атомистич. концепция языка была сформулирована Аристотелем, отмечавшим дискретный характер речи.
Описательное Я. как самостоят. дисциплина постепенно оформляется в работах стоиков и александрийской школы, а в Риме — в трудах Варрона, но в антич. мире оно находится на гораздо более низком уровне, чем в Индии. Я. европейского средневековья продолжало традиции антич. философии Я. в особенности Аристотеля (Европейская языковедческая традиция). Развитие грамматич. учений греков и инд. фонетич. теорий было осуществлено в ср.-век. арабском Я. (Арабская языковедческая традиция).
К нач. 2-го тыс. н. э. в Я. начинают накапливаться наблюдения о родстве языков, чуждые как индийскому, так и античному Я. В 1073—74 ср.-азиат, филолог Махмуд Кашгари подходит к установлению родства тюркских языков и намечает осн. фонетич. соответствия между ними. В европейском Я. ср. веков и Возрождения высказывается положение о родстве др.-европейских языков с арабским и между отд. языками внутри языковых семей Европы (Данте, Скалигер).
Однако эти наблюдения над родств. связями между языками еще не создают сравнит.-ист. Я., возникшего лишь в 19 в. на основе открытий кон. 18 в. Философское изучение языка с новой силой возрождается в 17-18 вв. Лейбниц - исследование языка в сопоставлении с др. знаковыми системами (в т. ч. с языками науки). Заложил основы семиотического изучения языка, был одним из инициаторов широких сопоставительных обследований разл. языков, проводившихся в 18 в. (в частности, в России).
Гумбольдт – внимание к языкам прошлого, концепция о том, что язык является творчеством, а не мертвым продуктом созидания. Идеи Гумбольдта о связи языка с мировоззрением народа получили широкий отклик в психологическом направлении в языкознании (19 в.) и в этнолингвистике 20 в.
2. Сравнительное Я. возникает в нач. 19 в. (Франц Бопп –Франция, Расмус Кристиан Раск – Дания, Я. Гримм, Александр Xристофорович Востоков др.). Особенно развивается изучение сравнит.-ист. грамматики индоевропейских языков, но нет анализа и объяснения. Первый - Август Шлейхер, рассматривавший развитие языка в духе биологич. идей Ч. Дарвина. Предложил модель последоват. членения индоевропейского праязыка на отд. праязыки во времени. Сравнит.-ист. Я. развивалось благодаря введению понятий реконструкции (Шлейхер), звукового закона и грамматич. аналогии (Младограмматизм – Лейпцигская школа).
В работах Ф. де Соссюра (Женевская школа, основная проблема – отношения внутри языка) еще в 70-х гг. 19 в. был использован метод внутр. реконструкции, основанный на внутрисистемном анализе одного языка (в отличие от внеш. реконструкции, строящейся на сравнении неск. языков).
В работах основоположников сравнит. Я. язык понимался как единое целое; на основании, прежде всего, сравнительно-исторических сопоставлений в 70-х гг. 19 в. Соссюр и Бодуэн де Куртенэ (Казанская школа – общие проблемы языка, выделили обще Я.) приходят к установлению принципов исследования языка как системы. Исследования ученых казанской лингвистической школы закладывают основы фонологии и морфонологии. Независимо друг от друга Бодуэн ле Куртенэ и Соссюр вводят разграничение синхронического (статичного) и диахронического (динамичного) подходов к изучению языка. Соссюр (и независимо от него амер. логик Ч. Пирс) определяет место языка среди др. систем знаков и место Я. среди семиотич. дисциплин. Учение Соссюра о языковой системе знаков послужило основой для структурной лингвистики, сформировавшейся во 2-й четв. 20 в.
Принципы структурной лингвистики – математическое моделирование и последовательность (считается крайним подходом) - заложены лингвистами пражской лингвистической школы (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, В. Матезиус и др.). Традиционная генеалогич. классификация языков в трудах ученых этой школы и Е. Д. Поливанова была дополнена группировкой языков по языковым союзам. Характерно внимание к структурной типологии языков.
Амер. структурная лингвистика, сформировавшаяся под влиянием Франца Боаса, разрабатывала методы точного описания индейских языков Америки. Др. направление амер. структурной лингвистики, основанное Сепиром, стало изучать язык в более широком контексте социальной психологии и теории человеческого поведения (напр.Этнолингвистика).
Работы Л. Блумфилда заложили основы дескриптивной лингвистики, которая исключала анализ значения из круга рассматриваемых проблем.
Наиболее абстрактным направлением структурной лингвистики явилась глоссематика (Л. Ельмслев), во мн. отношениях близкая к матем. теориям языка. Для развития новых направлений Я., ориентированных на решение практич. задач (вычислительная лингвистика), существенное значение имели работы Н. Хомского, заложившие основы генеративной лингвистики. Во 2-й пол. 20 в. особенно интенсивно развивается лингвистика текста. Для совр. этапа Я. характерны выросший интерес к теории речевых актов, контакты Я. с философией языка.
3. ЯЗЫКОЗНАНИЕ В РОССИИ начало складываться в кон. 16 — нач. 17 вв., первые собственно славянские грамматики Л. Зизания (1596) и М. Смотрицкого (1619) — единственные руководства по употреблению рус. языка до сер. 18 в. В 1731 появилась в рукописи первая грамматика рус. языка В. Е. Адодурова.
Основоположником рус. науч. яз-знания был М. В. Ломоносов, создавший основы рус. науч. грамматики и терминологии, теорию трех стилей в рус. лит. языке, впервые в России выдвинувший идею сравнит.-ист. изучения языков. Во 2-й пол. 18 в. рус. язык стал предметом активного исследования. Грамматики рус. языка отражали состояние рус. лит. языка и живой нар. речи в ее разных социально-стилевых и местных видоизменениях; в синтаксисе были разграничены учение о словосочетании и учение о предложении. В кон. 18 в. созданы словари разных типов (толковые, многоязычные).
Намеченный Ломоносовым принцип ист. изучения языка был развит А. X. Востоковым, к-рый заложил основы сравнит. слав. Я. в России. Одновременно с работами по сравнит.-ист. языкознанию Р. К. Раска, Ф. Боппа и Я. Гримма, установивших звуковые соответствия между согласными в германских языках, он выявил закономерные соответствия гласных звуков в русском и др. славянских языках, выдвинул идею реконструкции праславянского языка путем сравнения сохранившихся славянских диалектов, открыл существование в праславянском языке носовых гласных, установил преобладание двучленного, состоящего из подлежащего и сказуемого построения предложения в рус. языке.
Измаил Ив. Срезневский, развивая идеи Востокова, в кн. ««Мысли об истории русского языка» (1849) наметил программу и сформулировал задачу сравнит.-ист. изучения рус. Языка. Мн. положения Срезневского были развиты представителем логического направления в рус. яз-знании Фед. Ив. Буслаевым («Историческая грамматика русского языка», 1863; «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков», 1861), отстаивал связь истории языка с историей народа, необходимость исследовать диалекты. Труды Буслаева надолго определили содержание последующих работ по сравнит.-ист. изучению рус. языка.
Александр Аф. Потебня, развивавший психологическое направление в рус. яз-знании, рассматривал язык как постоянно изменяющуюся, динамич. категорию. Отсюда его мысль об изменении значения слова при каждом случае его употребления, отказ дать определение предложения. (см. также Харьковская лингвистическая школа).
На становление теоретич. яз-знания в кон. 19 — нач. 20 вв. большое влияние оказала деятельность представителей московской фортунатовской школы (основатель — Филипп Фед. Фортунатов - крупнейший представитель сравнительно-исторического языкознания) и казанской лингвистической школы (основатель — Ив. Александр. Бодуэн де Куртенэ). Фортунатов выступал за углубленное изучение формы слова, сформулировал понятие нулевой формы (флексии), указывал на системность отношений между грамматич. формами языка. Фортунатов сформулировал классич. теорию общеславянского и общеиндоевроп. ударения. Его положения развивали А. А. Шахматов и М. М. Покровский. Шахматов, продолжая линию Буслаева, расширил и углубил изучение истории рус. языка в связи с историей народа, впервые создал общую картину происхождения рус. языка и его наречий.
Представители казанской лингвистич. школы Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий сыграли большую роль в разработке общетеоретич. проблем, лежащих в основе совр. лингвистич. исследований. Бодуэн де Куртенэ понимал язык как систему, части к-рой связаны между собой отношениями значения, формы, звучания, т. е. как систему противопоставления. В системе языка он выделял фонетич., морфологич. и синтаксич. подсистемы (уровни). Задолго до Ф. де Соссюра Бодуэн де Куртенэ выдвинул идеи о необходимости разграничения языка и речи, синхронии (статика) и диахронии (динамика) в языке. Впервые в рус. яз-знании Бодуэном де Куртенэ было разработано учение о фонеме (как постоянно существующем в психике представлении о звуке). Мн. предложенные им понятия использованы в построении совр. фонологии.
В 1-й пол. 18 в. начались исследования языков народов, населявших Россию, а в 19 в. — разработка письменности для бесписьм. народов: якутов, чувашей, алтайцев и др.
В кон. 19 в. углубляются исследования раз л. сторон рус. языка — его истории, фонетики, грамматики, диалектологии (Фортунатов, Шахматов, А. И. Соболевский, Р. Ф. Брандт и др.) - Русистика.
Закладываются основы изучения романских и германских языков. В 19 — нач.20 вв. всесторонне развиваются Индология, Китаистика, семитология, русская арабистика, исследование языков Океании проводилось Н. Н. Миклухо-Маклаем.
Изучение языков, подготовка языковедч. кадров в России в основном были сосредоточены в Академии наук, Московском, Петербургском, Казанском ун-тах, Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого.
4. Советское Я. (Харьковская лингвистическая школа, Казанская лингвистическая школа, Петербургская (ленинградская) школа, Московская фортунатовская школа, Московский лингвистический кружок, Московская фонологическая школа, Ленинградская фонологическая школа). характеризуется с нач. 20-х гг. 20 в. вниманием к исследованию языка как общественного явления (Евг. Дм. Поливанов, Мих. Ник. Петерсон, Викт. Макс. Жирмунский и др.), характеризуется вниманием к прикладной лингвистике, определяются принципы и методы автоматич. перевода и решения задач вычислит («инженерной») лингвистики. Ведется разработка теории речевых жанров (Мих. Мих. Бахтин), изучение смешения или «скрещивания» языков (Ник. Яков. Марр и его школа); рассматривается связь языка и мышления в тесном контакте с психологией (Лев Сем. Выготский и его школа) и нейропсихологией (Александр Романович Лурия), а также разработкой разных вариантов стадиальной типологии языков.
Я. 2-й пол. 20 в. характеризуется возвратом к исторической проблематике, синхронной типологии, диахронии закономерностей. Исследуются новые возможности проникновения в отдаленные эпохи предыстории языковых семей и установления родственных отношений между семьями Старого Света, к-рые объединяются в ностратическую макросемью. Выясняется вероятность вхождения в др. макросемью сев.-кавказских, енисейских и кит.-тибетских языков. Решаются и др. вопросы о родств. связях и контактах между праязыками ряда семей.