Лекция №2. Возникновение государства и восточных славян.

План

  1. Политические предпосылки.
  2. Особенности феодализации.

Возникновение государства - закономерный этап развития общества – не единовременный акт, мгновенно перемещающий общество в иное состояние, а длительный, иногда растягивающийся на века, процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам существования всегда условна. Государственность вырастает из естественного стремления общества к самоорганизации, к упорядочению усложняющихся отношений между людьми. Первобытное общество могло удовлетвориться двумя основными принципами, регулирующими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Значение экономического фактора в возникновении государства обычно преувеличивается в исследованиях сторонников марксизма и других учений, считающих производство или распределение произведенного основой общественной жизни. Экономические факторы: (рост производительности труда, возникновение углублявшееся разделение труда и как следствие развитие меновой, а потом и денежной торговли) влияли на становление государства, но это влияние не было, ни прямым, ни определяющим. Государство возникло, тогда, когда наиболее тесно связанные с экономикой имущественные различия не были существенны. Формирующаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. Носители новой, предгосударственной и государственной власти (у славян – князья, дружинники), выделялись из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку. При этом часто совпадающие профессии воина и правителя, (стоявшего над традиционной, патриархальной властью родовых старейшин) почти единодушно признавались общественно полезными. Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику было удобно и выгодно, чтобы князья и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Следует отметить, что реальная отделенность и отдаленность власти от общества, а привилегированное положение дружинника от хлебопашца-смерда сложилось на много позднее; в первые века существования государства каждый земледелец мог очень легко изменить свое общественное положение и подобно былинному Илье Муромцу поступить на княжескую службу.

Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роли беспристрастных арбитров. Разрешение меж общинных споров силой оружия было чересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий новой структуре - государству.

Итак, государство возникает тогда, когда большинство членов общества осознает необходимость ограничения родовой власти (патриархальной власти старейшин, опиравшихся на постепенно выдыхавшуюся во времена бурных перемен силу традиции и на собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями профессиональной (государственной) власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случаяе особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на дальних и ближних соседей). Носители власти заботились, разумеется, и о своих собственных корыстных интересах, что в дальнейшем зачастую превращало государство в орудие группового обогащения; при этом государство продолжало решать и постоянно усложнявшиеся задачи, важные для всего общества, а не только для привилегированных его слоев.

2. Французский историк Француа Гизо (1787-1874 гг.) на основе анализа дал средневековой истории западной Европы выделил е 3 основных признака феодального общественного устройства:

1) Владение землей является привилегий людей, несущих военную или государственную службу, причем права на землю обусловлены выполнением определенных обязанностей в соответствии с обычаем, приобретающим значение закона, или по договору вассала с сеньором.

2) Тот, кому принадлежит земля, обладает и властью; наделяя своего вассала землей, сеньор уступает ему и часть своих полномочий.

3) Землевладельцы-феодалы образуют не только привилегированное, но и иерархическое организованное сословие т.е. соблюдает порядок многоступенчатого подчинения, менее сильных, более могущественным: рыцари зависят от баронов, бароны от графов или герцогов и т.д.

Дополняя и развивая положение Гизо, мы можем отметить, что право феодала на землю сопряжено с правом пользоваться плодами труда крестьян. Далее, нераздельнность власти и землевладельческих прав, создает своеобразный тип ВП (внеэкономическое принуждение) к труду, сущность которого в хозяйственных претензиях носителей власти. ВП при этом нельзя считать отличительной особенностью феодализма; и античное рабовладельческое общество, и древневосточная деспотия, и тоталитарное государство ХХ века в тех или иных формах используют политическую власть как средство излечения экономической выгоды.

Упомянутые признаки феодализма наиболее полно и ярко проявлялись в Западной Европе. Русский же феодализм отличался значительным своеобразием. Так на Руси не приобрела законченных форм система вассальных отношений. В дохристианский период развития древнерусского государства земли, слабо связанные друг с другом и порой лишь номинально подчиненные Киеву, управлялись местными племенными князьями, которых постепенно заменяли наместниками. Владимир Кретитель старался использовать в качестве своих представителей в разных областях собственных сыновей; иногда такие стремления великого князя наталкивались на довольно упорное сопротивление местных жителей (например, отказ муромчан впустить в город князя Глеба Владимировича). Управляющие от имени киевского князя наместники были скорее слугами, чем вассалами В 11 в., на сколько можно судить, появляются первые признаки феодализации русского общества. До этого владение землей не играло большой роли в обеспечении могущества властителей. Основными источниками их богатства были поступления от торговли и военная добыча. Во ХI веке русские князья и их знатные дружинники уже не уповают исключительно на военно-торговую деятельность и начинают прибирать к рукам земельные угодья.

По-видимому, в это время параллельно произошли два процесса.

Во-первых, князья и старшие дружинники размещали на контролировавшихся ими землях своих рабов (обращение пленных в рабство было обычной практикой у восточных славян однако, рабов чаще всего продавали в Византию или на Восток; условий для массового применения рабского труда в сельском хозяйстве лесной или лесостепной зон или в городском ремесле на Руси не было).

Во-вторых, происходило закабаление некогда свободных крестьян, вынужденных в неурожайные годы залезать долги (брать ссуду, купу), заключать договор (ряд) об исполнении каких-либо работ; отдаваться под покровительство князя, способного защитить общины земледельцев от набегов кочевников.

В XI веке впервые возникают вотчины – крупные хозяйства феодального типа, но достоверные данные об их распространении отсутствуют как и сведения о вассальных отношениях, обусловленных поземельной зависимостью. Можно предположить, что на просторах восточно-европейской равнины с малочисленным пашенным населением земля еще не воспринималось как основная ценность.

Система политической взаимозависимости и соподчиненности князей в XI веке также мало напоминала западно-европейскую иерархию королей, герцогов, маркизов, графов, баронов и рыцарей. В XI и в первой трети XII века сохранилось государственное единство всех или почти всех земель, некогда подчиненных Олегу и Игорю, т.е. существовала система «государственного феодализма».