Изучение истории и научная революция 17 века.

Крупнейшие представители гуманизма в странах Западной Европы.

Франция – Жан Боден (1530-1596) – выразитель интересов 3-го сословия, сторонник монархии. По его мнению государь не вправе нарушать права собственности своих подданных. В этом рассуждении – ростки теории естественного права. Главные работы: трактаты «Метод легкого ознакомления с историей» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576). Он видит в истории внутренние объективные закономерности:

Географическая среда определяет психический склад народов, влияет на их исторические судьбы (далее эту идею развил Ш.Монтескье) Разумные законы и действия могут смягчить неблагоприятные естественные условия;

Идея прогресса в истории (в противовес циклизму Макиавелли и историческому пессимизму Гвиччардини). Современная эпоха превосходит дикость, варварство и даже античность. В основе прогресса совершенствование орудий труда;

История – наука.

Англия: Томас Мор (1478-1535), Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В 1516 г. опубликована «Утопия» Т.Мора. В частной собственности он видел причины социального неравенства и угнетения. В 1514-1518 гг. написана «История Ричарда 3» - исторический труд осуждающий абсолютизм (в 1518-1522 Т.Мор канцлер Генриха 8). По его мнению правитель должен соблюдать моральные принципы.

В 1621 г. опубликована «История Генриха 7» Ф.Бэкона, с идеей сильной центральной власти и ее правом на аморальные действия. Много внимания экономике, финансам, идея просвещенного государя и парламента. Поиски причинно-следственных связей в истории.

Германия – Себастьян Франк (1499-1542). В 1531 г. издана «Хроника, Летопись и Историческая библия» - сочетание средневековой формы изложения и теологической трактовки истории с рационализмом. Божественное начало в истории рассматривает с пантеистических позиций – бог разлит в мире, воплощен в каждом человеке и осуществляет историю через действия не сознающих этого людей. Божественный план реализуется лишь в конечном счете и люди должны изучать историю, извлекая из нее опыт. Осуждает частную собственность, выступает в защиту простого народа, обличает католическую церковь.

Исчерпало свои возможности, вступило в полосу кризиса гуманистическое мировоззрение. Католическая церковь предприняла усилия по восстановлению своего авторитета. Под влиянием церковных эрудитов развиваются вспомогательные исторические дисциплины. Однако генезис буржуазных отношений приобрел необратимый характер и потому достижения гуманистической историографии сохранили свое влияние на историков и других гуманитариев.

В 17 веке происходит научная и мировоззренческая революция:

Благодаря открытиям Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона и других ученых создается новая естественнонаучная картина мироздания, окончательно сменившая средневековое видение мира, основанное на физике Аристотеля и теории движения планет вокруг неподвижной Земли Птолемея.

Произошло коренное обновление метода научного познания – особое значение придавалось количественным характеристикам, к которым сводились и качественные (механистическое мировоззрение).

Произошло окончательное отграничение области веры от области науки. Происходит развитие материализма, естествознание оказывает значительное воздействие на гуманитарное знание.

Ученые и мыслители делают упор на единство природы и общества.

«Новая наука» 17 века развивалась в полемике с эпигонами гуманизма, догматически отстаивавшими непререкаемый авторитет античной древности.

Свойства индивида брались в качестве первичных аксиом, из которых и следовало рационалистическим путем вывести законы «социальной механики», найти ключ к объяснению общества в его прошлом и настоящем.

Начинают формироваться теории «общественного договора» (объединение людей в государство – результат договора) и «естественного права» (законы государства основываются на естественных правах человека).

Важной вехой в развитии исторической мысли стала английская революция. Развивались идеи естественного права, договорного происхождения собственности и народного суверенитета.

Встала проблема значения отношений собственности в жизни общества.

Но творцы «новой науки» мало интересовались конкретной историей и редко занимались ею, скептически относились к историографии. В историографии были свои слабости: отсутствие аналитического начала, компилятивность, морализаторство, чуждость новому способу научного мышления.

Научная мысль 17 в. разрабатывала главным образом теоретические проблемы обществоведения. Предпринимались попытки открыть общественные закономерности на рационалистической и умозрительной основе.