О факте и причинах призвания варягов

было призвание. Историк XIX столетия Н.М. Карамзин, считал призвание варягов «удивительным и едва ли не беспримерным случаем»: славяне добровольно уничтожили свое древнее народное правление и с общего согласия граждан утвердили самодержавие.

было призвание славянской знатью княжить на определенных условиях Советский историк В.Т. Пашуто указывал на возможную правдивость ядра легенды о Рюрике. Варяжские князья были призваны «володеть», «судить» («рядить») по праву, по «ряду». Термин «ряд», «наряд» в наших летописях всегда определял условия, на которых правящая знать отдельных центров приглашала князя занять престол. Значит, варяжские князья, если вообще верить летописному преда­нию, были подчинены славянской знати».

был договор между славянской знатью и варягом – Е.А. Мельникова и В.Я. Петрухин также обращают внимание на тер­минологию: «правда», «володеть и судить по праву», «наряд», «княжить и володеть». Это говорит о том, что речь идет о «ряде» между верхушкой северной конфедерации племен и пред­водителем одного из скандинавских отрядов. «Ряд» предусматривал перед­ачу этому предводителю верховной власти - на условиях соблюдения местных норм обычного права с целью защиты от внешней угрозы и обес­печения интересов местной знати. В «ряде», возможно, содержались усло­вия кормления князя и его дружины, а также определение территории, на которую распространялась его власть. Реальным же историческим событи­ем, породившим легенду, является установление власти в северной кон­федерации по соглашению с местной знатью скандинавского по происхож­дению правителя.

пиратский набег и захват власти – Б.А. Рыбаков считает, что Рюрик утвердился в результате удачного пиратского набега варягов. Скандинавские морские пираты (норманны, варяги) грабили население отдаленного участка славянского мира; славяне и чудь прогнали варягов за море, а впоследствии пригласили одного из конун­гов – Рюрика – княжить у них (и, тем самым, защищать их). После смерти Рюрика другой варяжский конунг – Олег захватил обманом Киев, убил князя Осколда и стал княжить. Все это нельзя назвать созданием государства Руси, так как оно уже существовало и было описано еще до захвата Киева Олегом в 982 году. Если признать варягов создателями государственности для славян трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в X веке писались на языках греческом и русском.

было приглашение как защитников и убийство и захват власти – И.Я. Фроянов считает, что варягов пригласили как защитников Новгорода. Так в Новгородской Четвертой летописи история с приглашением варягов завершается словами: «Изъбрашася от Немець три браты с роды своими, и пояша с собою дружину многу. И пришед старейшиною Рюрик седе в Новегороди, а Синеус, брат Рюриков, на Белиозере, а Трувор вы Избрьсце; и начаша воевати всюдь». Т.е. есть противоречие между якобы добровольным приглашением Рюрика новгородскими племенами и известиями о его приезде в окружении большой дружины и начатых им войнах. Это противоречие объясняется тем, что прибывший к словенам для оказания им военной поддержки Рюрик вскоре превратился из помощника в захватчика. Рюрик устранил славянского князя. По Никоновской летописи: «Оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быта нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима храброго, и иных многих изби Нов­городцев советников его». Вадим Храбрый, возможно, словенский вождь или князь, а «советники» –новгородские старейшины. Рюрик, убив Вадима и старейшин, сам стал князем.

 

Как полагает большинство современных историков варяги не могли создать Древнерусского государства. Образование государства является сложным социально-экономическим и политическим процессом. Личности могут либо немного замедлить, либо убыстрить эти процессы, но кардинальным образом повлиять на события не в силах.

К середине IX века на территории Древней Руси сложились все условия образования государства, поэтому варяги во главе с Рюриком в лучшем случае могли выступить лишь катализатором начавшегося до них процесса. Современные норманисты, так и антинорманисты признают возможность княжения варяжского конунга в Новгороде, но отмечают, что образование государства не может быть делом рук одного человека.