Политические особенности средневековья

 

1. Высокая степень политической децентрализации.

2. Дуализм светской и духовной власти.

3. V-VII вв.образование германскими племенами государств:

- Вандалами – в Северной Африке,

- Вестготами (западными готами) – в Испании,

- Остготов (восточными готами) – в Италии,

- Англами и саксами – на о. Британия,

- Франками – в Галлии (совр. Сев. Италия, Франция, Бельгия, Люксембург, часть Нидерландов, Швейцарии и Германии слева от Рейна).

4. Варианты образования средневекового государства:

- А) Синтезный вариант – вариант сосуществования варварской «военной демократии» и наследия государственности и права Римской империи, ускоривший процесс разложения родоплеменных отношений, выделения знати и усиления королевской власти (образование государств в VI-VII вв. Галлия, Италия, где феодализм утвердился в VIII-X вв.).

- Б) Бессинтезный путь – вариант, предусматривавший долгий период существования пережитков родоплеменного строя и военной демократии (вече, выборность князя/короля, советы старейшин, обычное право, всенародное ополчение). (образование государств в IX-X вв. Скандинавия, Англия, Германия, Киевская Русь, где феодализм утвердился в XI-XII вв.)

 

Факторы формирования раннесредневекового государства:

1. Происходит укрепление и изменение статуса королевской власти:

• замена выборной власти наследственной,

• Переход от положения частного лица, владеющего завоеванной землей как частной собственностью, к статусу высшего, военного, судебного, административного и политического главы определенной территории,

• Формирование представления о сокральном происхождении королевской власти,

• Формирование госадминистрации из служебного персонала дворца,

• Создание постоянной системы налогооблажения.

2. Практика королевских пожалований земель. В варварских государствах короли стали собственниками большого земельного фонда, формировавшаяся знать получала условные земельные владения. В VI-VII вв. они стали собственностью. Кроме того существовали иммерсионные пожалования - территории, которыми управляла знать и где она выполняла налоговую функцию.

3. Родо- племенная община (марка) превратилась в земледельческую. При переходе от варварского государства свободный земледелец стал зависимым крестьянином общинником, зависимым от землевладельца. Например, согласно капитулярию 787 г. Карла Великого свободный человек был обязан найти себе господина – сеньора.

Отмирает народное ополчение и войска создаются из дружинников и вассалов магнатов - сеньоров.

4. Был тесный союз церкви и королевской власти.

 

5. Династии Меровингов и Каролингов.

Одной из наиболее известных европейских династий была династия Меровингов. Это – первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII вв. на территории современных Франции и Бельгии. Современники их называли «длинноволосыми королями».

Истинный основателем королевства франков является сын Хильдерика Хлодвиг (около 481—511), внук Меровея. Он вёл активную завоевательную политику и значительно расширил владения франков, став основателем Франкского королевства

Кроме того, в период его правления была издана «Салическая правда», а столицей стал Париж. С Хлодвига начинается так называемый «меровингский период» в истории Франции, который продлился с конца V века до конца VII века.

все больше власти получали майордомы (лат. major domus — управляющий дворцовым хозяйством) во всех трех королевствах. Они заведовали доходами и расходами королевского двора, командовали стражей, выступали в качестве представителей королей перед знатью. Период бездействия королей и фактического правления майордомов принято называть периодом «ленивых королей».

Майордом Пипин Короткий, сын Карла Мартелла, подавил внешних и внутренних врагов, а затем решил уничтожить и фиктивную королевскую власть Меровингов. После переговоров с папой Захарией Пипин был помазан и провозглашен королем Франкского королевства. Последнего Меровинга, Хильдерика III, Пипин остриг и заключил в монастырь в ноябре 751 года.

 

Кароли́нги (лат. Carolingi, фр. Carolingiens, нем. Karolinger, итал. Carolingi) — королевская и императорская династия в государстве франков, а после его распада — в Западно-Франкском королевстве, в Восточно-Франкском королевстве, в Италии и в некоторых мелких государствах.

Название происходит от латинизированного имени Карла Великого — лат. Carolus Magnus[1]. Основателем же рода считается Арнульф, епископ Меца.

Каролинги пришли к власти в 751 году, когда отец Карла Великого, Пипин Короткий (Pépin le Bref), сверг последнего короля из рода Меровингов, Хильдерика III; Пипин короновался франкским правителем в 754 году в базилике Сен-Дени недалеко от Парижа. Но в 787 году его наследник Карл Великий предпочёл город Ахен (сегодня территория Германии).

После распада Франкской империи Каролинги правили: в Италии — до 905 года, в Восточно-Франкском королевстве (Германии) — до 911 года (с 919 года утвердилась Саксонская династия), в Западно-Франкском королевстве (Франции) — с перерывами до 987 года (сменены Капетингами).

Карл Великий, величайший из Каролингов, в 771 стал единственным королем франков после продолжавшегося три года правления империей совместно с братом Карломаном. Карл Великий завоевал новые земли в Германии и Италии, а также в Испании, по другую сторону Пиренеев. В 800 папа Лев III короновал его как "императора римлян". Сын Карла Людовик Благочестивый правил в 814-840, после его смерти империя была разделена между тремя его сыновьями. Центральная часть, включая Италию и Лотарингию, и титул императора, достались старшему сыну Лотарю. Людовик Немецкий стал правителем Восточно-Франкского, а Карл Лысый - Западно-Франкского королевства. С пресечением линии Лотаря центральное королевство распалось на несколько самостоятельных областей. Два других королевства, хотя и ослабленные растущим могуществом феодальной знати, сохранили целостность и превратились в Германию и Францию. Прямая линия Каролингов во Франции прервалась в 987, последним был Людовик V Ленивый, и трон перешел к Капетингам, давно оспаривавшим его у Каролингов. В Германии последним каролингским королем был Людовик IV Дитя, который умер в 911.

 

3. Проблема образования государства

у восточных славян

 

Важнейшей проблемой истории восточных славян стало образование государства. В качестве причин образования государства следует, прежде выделить, внешнеполитические причины.

Геополитическая обстановка, в которой оказались племена восточных славян, была крайне неблагоприятной. Им пришлось испытывать постоянные нашествия врагов:

- IV-VI вв. – готы,

- V-VI вв. – гунны,

- VI-VII вв. – авары (славяне называли их «обры»),

- VII-X в. – хазары, их разобьет Святослав,

- X-XI в. – печенеги, их разбил Владимир Красное Солнышко(980-1015),

- XI-XII вв. – половцы (кипчаки), которых разбил Владимир Мономах (1113-1125).

- XIII в. – монголы.

 

К VIII-IX вв., во многом, как реакция на постоянную внешнюю угрозу, славяне объединялись в территориально-политические общности – племенные союзы, включавшие в себя 120—150 отдельных племен. Название этих племенных групп сохранила древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», созданная в XII в.:

- поляне, жившие на Днепре возле Киева;

- северяне, северо-восточные соседи полян;

- древляне, располагавшиеся в глухих лесах;

- дреговичи, жившиемежду Припятью и Западной Двиной («дрягва» - болото);

- полочане, расселившиеся вдоль реки Полоты;

- кривичи, располагавшиеся в районе Смоленска;

- ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень (будущие новгородцы);

- радимичи, расселившиеся к востоку от Днепра по р. Сож (по легенд. предку Радиму);

- вятичи, поселившиеся в бассейне реки Оки (по легендарному предку Вятко брату Радима);

- волыняне, уличи, тиверцы, жившие к юго-западу от Киева.

- дулебы

- белые хорваты

- бужане

Несколько союзов племен к IX в., возможно, образовали более крупные объединения. По иностранным (персидским) источникам мы знаем три межплеменных центра:

Куявия (Куйаба) – поляне, дреговичи, древляне, кривичи, северяне – центр Киев;

Славия (Слаба) – чудь, словяне, балты (словяне+народы финского, балтского, тюркского, иранского происхождения) – центр, вероятнее всего, Новгород (другая версия – Переясласль Южный);

Артания (Уртаб) – местонахождение не установлено, возможно, Рязань (по-мордовски Эрдзянь).

Значительную роль играли первые два союза. По существу, к IX в. на Руси сложились два крупных политических центра – Киев и Новгород.

Ко второй группе причин образования древнерусского государства следует отнести внутриполитические причины.

Первоначально славяне жили родовыми общинамибольшими коллективами родственников, совместно обрабатывающими землю и поровну делящих урожай с нее. Во главе рода стояли старейшины. Несколько родовых общин объединялись в племя. Все мужчины племени собирались на народные собрания (вече), где решали важнейшие вопросы жизни племени, а также выбирали военного вождя (князя).

Однако постепенно, с изменениями в хозяйстве в VII-VIII вв., родовую общину вытесняет соседская община (на севере у славян она называлась – «мир», на юге –«вервь») – коллектив, состоящий из семей, совместно пользующихся лугами, лесами, пустошами, но индивидуально обрабатывающих свои пахотные наделы и присваивающих урожай с них.

Переход к соседской общине породил неравенство, которое все больше усиливалось. Это проявилось в организации управления племенем. Военный вождь все более возвышается над рядовыми общинниками и окружает себя отрядом преданных воинов – дружиной.

Смутные предания об одном из таких князей доносит до нас «Повесть временных лет». Это легенда о правлении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Поднепровье в VI в. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отме­чал, что такие же княжения были и у других племен.

Из вождя, дружинников и старейшин формируется знать. Новые взаимоотношения в обществе усложняются и требуют регулирования, появляется необходимость в государстве – особой организации общества, созданной для регулирования взаимоотношений между людьми.

Таким образом, к IX в. у восточных славян сложились условия для образования государства. Его создание связано с легендой о призвании варягов.

Как рассказывает «Повесть временных лет», Новгород основан в 859 г. В Новгороде начались беспорядки – «вста род на род». Для их разрешения в 862 г. новгородская знать решила обратиться за помощью к варягам (норманнам, скандинавским викингам). «Земля наша велика и обильна, - обратились к варягам славянские послы, – а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володети нами».

 

Нестор в «Повести временных лет» более 250 лет спустя писал: «В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

В Новгород пришел варяжский князь Рюрик (862-879)с братьями Синеусом и Трувором. (В действительности слова «сине хус трувор», принятые автором «ПВЛ» за имена братьев Рюрика, обозначают по-шведски «с домом и дружиной».)

– «ПВЛ»: Синеус и Трувор – братья Рюрика (правили в Белоозере и Изоборске соответственно, но спустя два года умерли.

– современные филологи: Синеус и Трувор – искаженные шведские слова «сине хус трувор», обозначающие «с домом и дружиной». Рюрик пришел с крупным военным отрядом.

 

Однако истинным создателем древнерусского государства следует считать воеводу Олега (879-912), правившего после Рюрика. В 882 г. Олег совершил поход из Новгорода в Киев и, захватив город, объединил межплеменные центры под своей властью.

«ПВЛ»: Аскольд и Дир – «бояре» Рюрика, ушедшие из Новгорода в Киев и ставшие там правителями. «…Узнал Олег, что княжат тут (в Киеве) Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира».

современные историки: Аскольд и Дир – скандинавы, но не связанные с Рюриком (их имена скандинавские, но арабский ученый аль-Масуди говорит о могущественнейшем из славянских князей ал-Дире, жившем в одно время с Олегом, а русские летописи – о столкновениях Аскольда с причерноморскими булгарами (вассалами хазар), в сражениях с которыми погиб сын правителя, а также о состоявшемся в 860 г. походе Аскольда и Дира на Византию, завершившегося неудачей).

М.С. Грушевский и Б.А. Рыбаков: Аскольд и Дир – потомки легендарного славянского князя Кия, основавшего Киев. Но в «ПВЛ» нет доказательств. Рассказ о гибели Аскольда и Дира от рук Олега в 882 г. скорее подтверждает их варяжское происхождение, а не принадлежность к «династии Киевичей».

 

Обстоятельства возникновения древнерусского государства привели к появлению у ученых диаметрально противоположных выводов о начале русской государственности. Это норманская и антинорманская теории:

Суть норманской теории в том, что русское государство создали варяги (доказательство – легенда о призвании варягов). (не знавший русского языка проф. Санкт-Петербургской АН немец Г.З. Байер считал, что славяне – народ, неспособный самостоятельно создать государство, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер)

Смысл антинорманской теории – на Руси к моменту призвания варягов государство уже сложилось и даже имело собственных князей (доказательство – легенда о Кие). (российские академики М.В. Ломоносов и С.П. Крашенинников)

 

Происхождение слов «варяги» и «русы»:

– варяги – телохранители, наемники

– варяги – варщики соли, охранники торгового пути в Византию.

– русы – варяги-скандинавы, приплывающие из-за моря

– русы – тяжеловооруженные воины

– русы – славяне, жившие на Балтийском побережье и острове Рюген

– русы – славянское племя, жившее на реке Рось

– русы – германское племя ругов, жившее на территории Европейской равнины до прихода славян

 

Термин «Варяг»:

воин-наемник (от встречающегося в древнесеверных источниках понятия «вэрингьяр», обозначающего «наемных телохранителей византийских императоров»). (Т.З. Байер). Наиболее распространенная версия.

княжеский дружинник-наемник, охранявший и продававший соль (от понятий «вар» и «варка», которыми исстари называли соляной промысел. Т.к. соль, добываемая на Севере Руси, была очень дорогим товаром, ее транспортировка и продажа требовали серьезной охраны. Этой охраной, как и организацией всей торговли вообще, ведали «варщики» или «варяги» - княжеские дружинники-наемники). (Г.И. Анохин)

Норманисты о термине «русь»:

понятие «русь» синоним термину «варяги» в «Повести временных лет»: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы… И от тех варягов прозвалась Русская земля»;

финское и балтийское название скандинавских купцов и воинов, распространившееся на славян (жители Финляндии и Юго-Восточной Прибалтики называли приплывавших на их территорию скандинавов «ruotsi» (от древнескандинавского глагола «грести»). Так на основе финского возникает и восточнославянское обозначение скандинавских купцов и воинов. Этническая группа «русь» включена Нестором не перечни славянских «племен», а поставлена в один ряд с другими скандинавскими народами. Но постепенно название «русь» распространилось и на восточных славян. Такая же история произошла и с Болгарией, получившей свое название от завоевавших славян тюрков-болгар, и с Францией, названной в честь германского племенного союза франков. (немецкий историк Г. Шрам; Е.А. Мельникова и В.Я. Петрухин).

тяжеловооруженные воины (слово «русь» восходит своими корнями к готскому слову «prus» - конь. Возможно, так называли привилегированный слой тяжеловооруженных воинов).

пеший, но хорошо вооруженный воин («Тяжелая пехота, способная выдержать и противостоять натиску конницы – вот что такое «русь» на исходе X в. во времена Святослава». (военный историк А.А. Кирпичников),

представители «господствующего слоя» над некоторомы восточнославянскими племенами («Короче, «русь» - это князья, бояре, князи мужи, огнищане, мечники, тиуны, дружинники, стоявшие над всеми полянами, древлянами, радимичами и вятичами, не связанные родоплеменными отношениями, но все вместе составлявшие военный, церковный, административный аппарат власти, иначе говоря «господствующий слой») (Г.Ф. Хохряков).

Антинорманисты о термине «русь»:

варяги и тождественные им русы - славяне. (С.А. Гедеонов, Д.И. Иловайский, П.Я. Чёрных, В.Б. Вилинбахов, А.Г. Кузьмин).

варяги – русское племя, жившее на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

термин «рус» имеет аланское происхождение, а Древнерусское государство - результат слияния славянских и аланских племен (Г.В. Вернадский).

славяне росы-русы, жившие на р. Росси, и иноземцы (в т.ч. варяги), служившие киевскому князю (готский историк Иордан упоминает о «мужах-росах» (росомонах), враждовавших с готским князем Германарихом в IV в., и сирийский путешественник Захарий Ритор указавает на народ «рос», живший на северо-западе от легендарных амазонок, то есть в Среднем Поднепровье. Византийцы применяли форму рос, а арабо-персидские авторы - форму рус. В русской средневековой письменности употреблялись обе формы: «Русьская земля» и «Правда Росьская». Мы говорим РОСсия, но жителя ее называем РУСским. «Русью», «русами», «росами» называли и славян, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания «народа рос» варяги стали тоже именоваться русью. Вероятно, племя росов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени) Самая известная антинорманская версия (Б.А. Рыбаков)