Истоки общечеловеческой морали

Равновесие между вооружением и моралью

Есть много видов, вооружение которых так сокрушительно, а приемы применения столь молниеносны, что настоящая боевая стычка между соперниками закончилась бы смертью одного из них, а то и обоих. Вспомните хотя бы ядовитых насекомых и змей. Поэтому не удивительно, что естественный отбор вырабатывает у подобных видов запрет применять оружие во внутренних стычках. Систему инстинктивных запретов, ограничивающих поведение животных, этологи, вслед за Лоренцом, называют естественной моралью.

Хорошо вооруженные животные могут долго угрожать друг другу, а когда один из них устает, он резко меняет позу, подставляя противнику для коронного боевого удара самое незащищенное место. Моральный запрет срабатывает у победителей как удар тока: весь его гневный пыл испаряется, он отворачивается от противника и прячет оружие. Так гордый мальчишка, чувствуя, что он проиграет стычку, вдруг закладывает руки за спину, поднимает лицо к победителю и кричит: На, бей!. В отличие от волка или змеи человек в ответ может и ударить.

Проанализировав много видов, Лоренц более 50 лет назад сделал потрясающий по простоте вывод: у сильного животного бывает сильная мораль, у слабого слабая. Человек по своей естественной истории очень слабо вооруженное животное, даже укусить (в отличие от обезьяны) и то толком не может. Поэтому у человека изначально слабы инстинктивные запреты, слаба естественная мораль.

Помимо запрета не убий, многие животные подчиняются запретам не бить лежащего, т.е. соперника, принявшего позу покорности, не трогать детенышей, не покушаться на чужую территорию, чужое гнездо, чужую самку, не нападать неожиданно сзади, не отнимать пищу, не воровать ее и т. п. Это образует и так называемую общечеловеческую мораль (в действительности общебиологическую).

Обходные пути. Если бы какой то вид имел очень сильную мораль и неукоснительно соблюдал все заповеди, он был бы плохо приспособлен к среде, которая отнюдь не так идеальна, чтобы выполнялись моральные запреты. Поэтому животные имеют обходные пути: есть условия, когда запрет можно и нарушить (инстинкт как бы говорит: нельзя, но если очень надо, то можно). Так что наряду с запретами животное знает и как украсть чужое, и как отнять, и как бить слабого, и даже как убить.

Самый общий из таких обходных путей разделение на своих и чужих. В отношении первых запреты действуют очень сильно, а в отношении чужих слабее или вообще не действуют. Животное обычно хорошо знает своих - это могут быть родители, братья и сестры, партнеры по стае, обитатели общей территории и т. п. Относительно них в стычке возникает механизм торможения, если более слабое животное принимает униженную позу.

Такого рода торможения препятствуют нападению на слабый пол - большей частью на самок. Это хорошо известно всем в отношении собак. То же имеет место и для волков. У некоторых насекомых слабым полом являются самцы самки значительно сильнее и больше. Они могут представлять для самца серьезную опасность. Например, самки богомола часто поедают самца в момент оплодотворения. Выработанный здесь механизм это поднесение подарка. Самец подносит самке что-либо съедобное и тем отвлекает в нужный момент ее внимание. Это поведение дало начало ритуалу, т.е. превратилось в символ, причем подарок может уже и не содержать ничего съестного. Ритуал поднесения свадебных подарков широко распространен, причем не только среди насекомых, но и среди птиц.

Характер ряда действий умиротворения связан с описанными выше мощными стимулами, тормозящими агрессивность против самок или потомства. Соответствующие действия имитируют или позы самок в процессе копуляции или инфантильное поведение.

Пожатие рук у обезьян играет такую же роль. У них его происхождение яснее, чем у людей одна из обезьян подает руку тем же жестом (ладонью вверх), которым их детеныши выпрашивают пищу. Поцелуи обезьян при встрече происходят так же от кормления детенышей.

Конечно, ряд приветствий у людей имеет то же происхождение. Это бросается в глаза в связи со снятием шляпы которое имитирует снятие шлема. Очень важным действием умиротворения у людей, которое так же используется как приветствие, является улыбка и смех, которые, кстати, встречаются и у обезьян.

По отношению же к противнику естественная мораль никаких запретов не выдвигает: враг, нарушивший территорию или покусившийся на целостность стада, уничтожается без предупреждения.

В наши дни всякий мы можем ежедневно видеть по телевизору, как правы были этологи, всегда утверждавшие, что разделение людей на наших и не наших - преступно, ибо оно снимает в человеке инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему, а освобожденный от них человек не просто жесток, он изощренно жесток. Этологический смысл призыва Христа к всеобщей любви (в первую очередь не своих) в том, чтобы лишить врожденную программу материала для поиска чужих. Ибо в человеческом сообществе продолжают действовать биологические законы: хотя и в снятом, стертом виде, но человек одно из самых слабо вооруженных животных, а это означает, что мораль его может быть только искусственной, т.е. культурной.