Каждый имеет право участвовать в управлении делами государства

Политические права иностранных граждан. Чаще всего в этом случае речь идет об избирательных правах: по общему правилу, эти права иностранным гражданам не предоставляются. Однако, если бы эти права и предоставлялись, то, во-первых, это не противоречило бы нормам международного права, во-вторых, реализация избирательного права зависела бы только самих иностранцев: никто не вправе принудительно заставить иностранных граждан воспользоваться этими правами. В истории, к слову сказать, такие случаи предоставления иностранным гражданам избирательных прав встречались.

В Российской Федерации иностранные граждане также не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 12 п. 1 указанного ФЗ). В то же время иностранные граждане несут установленные дня российских граждан обязанности: они должны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, с уважением относиться к образу жизни, традициям и обычаям российского народа.

Что касается других политических прав (право на объединение в политические организации, право на демонстрации и т.п.), то их предоставление иностранным гражданам определяется суверенитетом и безопасностью данного государства пребывания иностранного гражданина.

Военная служба иностранных граждан. Иностранные граждане не несут воинской обязанности (ст. 15 указанного ФЗ), так как это явилось бы нарушением международного права. При этом исходят из того, что иностранный гражданин может оказаться в такой ситуации, когда он вынужден будет вопреки своей воле поднять оружие против своего государства. Однако в законодательстве ряда стран отход от такого общего правила иногда имеет место, что связано со спецификой военно-политического сотрудничества государств и соответствующей обстановкой в этих странах.

В то же время добровольная служба в иностранных вооруженных силах не противоречит международному праву. Правда, может возникнуть деликатная проблема: иностранные граждане, добровольно служившие в иностранной армии, могут быть привлечены к ответственности в своем государстве. Однако решение этого вопроса находится вне сферы международного права. Добровольцы, если только они не получили разрешения на службу в иностранной армии от государства своего гражданства, действуют в этом отношении на свой страх и риск (уместно вспомнить в этой связи ситуацию в Югославии времен косовского конфликта, когда многие граждане России и других славянских государств участвовали в военных действиях в качестве добровольцев в составе югославских вооруженных сил).

Юрисдикция. Каждое государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной и иной юрисдикции в отношении собственных граждан. Иностранные же граждане, например, в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государства своего пребывания и по законам этого государства. Но есть и различия в разных странах, например, по вопросам территории, где совершено преступление. Скажем, в ч. З ст. 12 УК Российской Федерации иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по законам РФ, если это преступление было направлено против интересов России. Но есть и такие административные правонарушения и преступления, которые приложимы только к иностранным гражданам. Это, к примеру, нарушение иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации (ст. 188 Кодекса об административных правонарушениях РФ), шпионаж (ст.276 УК РФ).

Порядок въезда в государство и выезда из него. Практически во всех государствах в наше время существует разрешительный порядок въезда и выезда как собственных граждан, так и иностранных граждан. Относительно этого выработана и применяется особая юридическая процедура, имеющая свою специфику в разных государствах. Разрешительный порядок предполагает, что в выезде из страны или въезде в нее как иностранному гражданину, так и собственному гражданину государство может и отказать.

Однако случаи отказа государства во въезде в страну или выезде из нее имеют свои отличия применительно к собственным гражданам государства и к иностранным гражданам. Иностранному гражданину государство не может отказывать систематически (к собственному гражданину это может быть сделано под самыми разными предлогами идеологического, политического, юрисдикционного характера). Дело в том, что дипломатическое представительство государства, гражданином которого является иностранец, может потребовать (и обычно так и бывает) аргументированного объяснения причин такого отказа. Задержка иностранного гражданина может быть оправдана лишь в том случаен, если находится под судом или следствием либо является гражданином государства, с которым государство пребывания находится в состоянии войны, либо по иным причинам.

Государства устанавливают определенные нормы, связанные с проживанием и пребыванием иностранных граждан на территории страны и которые тесно связаны с вопросами их въезда и выезда. Причем последнее тесно связано с высылкой (выдворением) иностранного гражданина.

В РФ к иностранным гражданам может применяться такая административная мера пресечения как административное выдворение. Помимо этого, административное выдворение применяется и как взыскание за административное правонарушение иностранным гражданином. Таким лицам в течение одного года со дня выдворения не разрешается въезжать на территорию Российской Федерации (ст. 34 КоАП РФ).

Массовая высылка государствами иностранных граждан запрещается (ст.4 Протокола № 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). А в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 13) и указанной Европейской конвенции (ст.1 Протокола № 7) устанавливаются процедурные требования в отношении высылки иностранного гражданина, находящегося на законных основаниях на территории государства. Данное лицо может быть выслано только по решению, принятому в соответствии с законом. При этом ему должно быть дано право представить аргументы против своей высылки.

С рассматриваемой темой тесно связана и проблема экстрадиции- выдачи иностранного гражданина. В конституциях многих стран процедура экстрадиции регулируется специальными актами. Скажем, в Италии не допускается выдача иностранного гражданина за совершение им политических преступлений. В Польше экстрадиция неприменима к лицам, подозреваемых в совершении преступления по политическим мотивам без применения насилия. В Венгрии запрещается выдача лиц, которые пользуются правом убежища. В Российской Федерации не допускается выдача иностранных граждан, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в России преступлением (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Дипломатическая защита иностранных граждан. Дипломатическая защита - один из важнейших институтов современного международного права. Дипломатическая защита не только включает в себя собственно защиту государством своих граждан за рубежом, но предполагает также и право заинтересованного государства получать через соответствующее представительство информацию о действиях, в совершении которых, например, обвиняется гражданин этого государства.

Дипломатическая защита – это, прежде всего, средство, обеспечивающее соблюдение режима иностранных граждан в отношении данного конкретного лица или группы лиц. Если иностранный гражданин действительно нарушил внутреннее законодательство государства пребывания, то дипломатическая защита сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушений, подбору, если это необходимо, адвокатов и т.д.

Если же в ходе оказания защиты выясняется, что было нарушено законодательство государства пребывания в отношении данного лица или группы лиц, тогда заинтересованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и, в случае необходимости, наказания виновных, компенсации ущерба пострадавшему и т.п.

Во время Второй мировой войны и в условиях послевоенных вооруженных конфликтов, иных чрезвычайных ситуаций происходило и продолжается в наши дни массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо другую территорию, что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства. Такого рода ситуации объективно вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулирования статуса беженцев и перемещенных лиц.

Основной международно-правовой акт по проблеме беженцев - Конвенция о статусе беженцев (1951). Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1992 году. В соответствии с Конвенцией (ст. 12) личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если такового у него не имеется, законами страны его проживания. Права беженца в отношении приобретения им движимого и недвижимого имущества должны быть не менее благоприятными, чем те, которыми пользуются обычно иностранные граждане. Конвенцией предусмотрено предоставление беженцам в отношении их права работы по найму наиболее благоприятного правового положения, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.

Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств - участников Конвенции. Что же касается государства, в котором находится обычное местожительство беженца, то на этой территории он пользуется в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане этого государства (ст. 16 Конвенции).

Государства - участники Конвенции договорились, «по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев» (ст.34 Конвенции), т.е. решать вопрос о гражданстве беженцев. В статье 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закреплено положение.: если обычным условием приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является постоянное проживание на территории РФ в течение 5 лет всего или 3 лет непрерывно до обращения с ходатайством, то для беженцев, признаваемыми таковыми законом или международным договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое.

В Российской Федерации в 1993 году были приняты два закона: «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» («О беженцах». Федеральный закон от 19 февраля 1993 года. «О вынужденных переселенцах». Федеральный закон от 19 февраля1993 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №12. Ст.ст. 426, 427; 1995. №52. Ст. 5110.).

В соответствии с первым законом беженцемпризнается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться ее защитой.

Беженец пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

Вынужденные переселенцы- главным образом граждане РФ, которые по аналогичным основаниям покидают место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации.

Вывод:

Уместно заметить, что названные два закона были приняты до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации. Поэтому сложилась ситуация, когда ряд норм законов и Конституции противоречат друг другу, что приводит на практике к различным коллизиям. Вот, скажем, ситуация со ст.5 закона «О беженцах». В этой статье записано: «беженец вправе в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органами Федеральной миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание». А статья 27 Конституции устанавливает: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Как видим, противоречие налицо.

 

Заключение

Уже отмечалось, что права и свободы, взятые в единстве с обязанностями, составляют ядро правового статуса личности. В первой главе понятия прав, свобод и обязанностей были охарактеризованы в самом общем виде. Теперь обратимся к этим понятиям и их соотношению между собой.

Прежде всего нужно заметить, что права человека как правовое явление есть достаточно сложное структурное образование, в котором можно выделить ряд блоков.

Понятийный блок. Существуют вполне определенные различия между схожими, часто неправомочно отождествляемыми и широко употребляемыми в языке обыденной практики, юридической науки и публицистики понятиями: «права человека», «права гражданина», «права» и «свободы» человека, «основные права человека», «иные права человека», «права индивида» и «коллективные права», «права личности», «свободы личности». Это требует проведения достаточно четких смысловых границ между этими понятиями.

Временной блок. Права человека могут различаться во временном срезе, т.е. с точки зрения их возникновения (в этом случае речь идет о так называемых «поколениях» прав человека).

Предметный блок. Права человека различаются также и по сферам предметной жизнедеятельности людей - экономические, социальные, политические и др.

Юридический блок. В данном случае речь идет о юридическом (нормативно-правовом) закреплении прав и свобод. Это конституционно закрепленные права и свободы, международно-правовое закрепление, права и свободы, предусмотренные иными законодательными актами (в том числе материальными и процессуальными), подзаконными актами и актами локального действия.

Обратимся вначале к наиболее «тонкой» материи, касающейся различения терминов и понятий «права» и «свободы». Дело в том, что очень часто в юридических документах эти термины употребляются вместе («права и свободы человека»). Так, в ст.2 и ряде других статей Конституции РФ речь идет о правах и свободах человека, что дает основание для предположения о различном содержании этих двух понятий. Такое же положение имеет место и в международно-правовых документах. Из этого следует, по меньшей мере, два вывода, имеющие немаловажное значение: во-первых, содержание понятий «права» и «свободы», несмотря на свою близость, действительно различно, а, во-вторых, юридическая природа отражаемых этими понятиями явлений, и тем самым система соответствующих гарантий, идентична, одинакова что по отношению к правам человека, что по отношению к его свободам.

Но сначала о том, что же объединяет права и свободы, провозглашенные государством и закрепленные в различных юридических актах, прежде всего и главным образом в Конституции. Прежде всего, и те, и другие всегда означают определенную юридическую возможность для лиц поступать определенным образом. Поэтому «возможность» есть тот самый исходный конструктивный элемент, который и дает первоначальное представление о правах и свободах человека, гражданина, личности. В правовом общении имеющиеся у лица права и свободы всегда ассоциируются с наличием у него предоставленных законом возможностей. Практическая ценность юридических прав и свобод граждан и состоит в том, что они при наличии некоторых условий (также предусмотренных законодательством) могут превратиться в реальность.

При таком толковании прав и свобод (как возможности) центр тяжести переносится из сферы раскрытия внутреннего содержания возможности в область превращения ее в действительность. Но тогда приходится учитывать еще одно важное свойство возможности. Чтобы стать реальностью, превратиться в действительность, возможность должна осуществиться в активной, целенаправленной деятельности человека. Другими словами, юридическая возможность не превратиться автоматически, без приложения усилий со стороны самого человека, в действительность. Именно в ходе деятельности, в процессе осуществления конкретных действий, направленных на превращение возможности в реальность, последняя и становится осуществленной. А для этого человек избирает такой вариант своего поведения, который и приведет к нужным для него результатам. Иными словами, главным элементом всякого юридического права и юридической свободы следует признать возможность свободно избирать вариант своего поведения, его вид и меру, позволяющих воплотить эту возможность в нужную для человека (для его потребностей и интересов) реальность.

Теперь что касается различий между правами и свободами. Проведенные учеными-юристами многочисленные анализы текстов конституционных актов дают основания для следующих выводов.

Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности для индивидуального выбора, не очерчивая при этом конкретного результата такого выбора. Иными словами, здесь законодатель имеет в виду главным образом волевую направленность и форму правового поведения человека, а не тот результат, который может быть достигнут:

- Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ)

- Каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29)

- Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 39)

- Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20 Всеобщей декларации прав человека) и др.

Термин же «право» определяет, в отличие от предыдущего, во-первых, преимущественно конкретные действия человека, приводящие к определенному результату, и, во-вторых, как бы «намекает» на то, что данная возможность может быть реализована при условии более или менее достаточно подробно описанной юридической процедуры.

- Каждый имеет право избирать и быть избранным и т.п.

Тем не менее, термины «права» и «свободы» очень часто употребляются как синонимы и даже «поддерживают», дополняют и сопровождают друг друга. Поэтому различение терминов является скорее данью традиции, что сложилась еще в XVII-XIX столетиях.