Конструирование упаковки

Выбор материала

 

При выборе материала учитываются и вес вложения, и его форма, и назначение самой конструкции.

Прямой зависимости между конструкцией и материалом не существует. Более технологичный и поэтому более дорогой продукт требует соответствующего материала (например, не макулатурного, а чисто целлюлозного картона), и стоимость упаковки не может превышать «отведенной» для нее доли в стоимости продукта (как правило, 5%).

Из дорогого целлюлозного картона производятся коробки для парфюмерии, высококачественных напитков, элитных сортов конфет, сигарет, чая. При печати на материалах такого типа достигается более высокое качество печати (картон обладает лучшими характеристиками мелованного слоя), да и качество отделочных процессов значительно выше.

Для любого картона важны такие характеристики, как жесткость, свойство держать форму, качество формирования бигов (линий сгибов).

Чем дешевле упаковываемый продукт, тем более дешевые сорта картона применяются. Так, например, когда дно кондитерской коробки не запечатывается, то использование макулатурного картона позволяет значительно снизить общую стоимость изделия.

 

 

 

Как правило, на начальном этапе конструирование происходит вручную, затем вырезается из картона.

Следующая стадия — прорисовка будущей упаковки в любой программе, позволяющей работать с трехмерными изображениями (Corel, Illustrator, другие). Одна из наиболее распространенных в России программ для проектирования конструкций — AutoCAD. Она является общей программой для конструкторских проектов (архитектурных, машиностроительных и пр.), однако не специализирована под картонные изделия. Из специализированных широко распространена программа Impact фирмы ArdenSoft, которую представляют фирмы Sventa A.G., «Регул-Т», «Растр-Технология» и программа Marbacad.

Иностранные компании предпочитают пользоваться собственными программами, в которых уже заложены различные конструкции картонной упаковки. Задавая в диалоговом режиме конкретные размеры, можно получить оптимальное (с минимальными отходами) распределение кроя на конкретном листе.

Чтобы заказчику было удобнее ориентироваться в огромном количестве всевозможных конструкций, в Европе существуют фирменные каталоги (в рамках ISO), причем каждая конструкция имеет свой номер или код. В России многие производители картонной упаковки также имеют каталоги (в электронном виде или в печатной форме), где собраны все наработанные за годы функционирования компании конструкции. Существование такого общего каталога для стандартной упаковки облегчает общение как между клиентом и производителем, так и внутри фирмы-производителя.

Сегодня, при всем многообразии продукции на полках супермаркетов, нельзя сказать, что на выбор потребителю представлено большое число разнообразных, необычных конструкций.

Лишь к Новогодним праздникам производители стараются превзойти друг друга оригинальностью изделий.

Нестандартная упаковка применяется, как правило, для продукции необычной. В нестандартной форме — нестандартное содержание.

Необычные конструкции применяют компании, которые только начинают свою деятельность, или фирмы, представляющие на рынок новую продукцию. В данном случае задача состоит в том, чтобы при помощи неординарной упаковки, выделяющейся из общего ряда, бросающейся в глаза, привлечь покупателя, обратить его внимание на новый товарный знак. Потом, когда товарный знак, цветовая гамма упаковки примелькается, компания переходит на более дешевую и удобную в производстве стандартную коробку.

В последнее время заказчики все чаще просят именно нестандартные по структурному (конструктивному) дизайну изделия. Это особенно актуально для небольших PR-акций или дорогих малотиражных изделий. Сложная конструкция, конечно, увеличивает окончательную стоимость изделия, потому что чаще всего любые дополнения к простым решениям и отступления от них влекут за собой увеличение расхода материала.

Основная проблема создания необычных конструкций связана с грамотной формулировкой технического задания. Заказчик не всегда представляет себе конечный результат, а еще чаще многие идеи невозможно реализовать полиграфическим способом.

Сложные конструкции особенно востребованы в кондитерской отрасли. При этом нужно иметь в виду, что задача должна быть определена самим покупателем упаковки, так как именно ему придется упаковывать продукт. Сложная конструкция предполагает ручную сборку упаковки и фасовки, что значительно увеличивает издержки.

Для продуктов и массовых товаров важнее тиражи и, следовательно, скорость фасовки и качество прохождения упаковки на линии. В данном случае самые высокие требования предъявляются к качеству вырубки (отсутствие заусениц, остатков картона) и качеству склейки (пачка/коробка должна быть хорошо склеена, чтобы избежать потерь продукта на линии, однако излишки клея не должны создавать препятствий к открытию и формированию пачки). Особенно важны параметры вырубки в табачной упаковке, где скорость формирования пачек на линии чрезвычайно высока.

Если говорить о влиянии сложности кроя на стоимость упаковки, в случае, когда сложный крой выполнен таким образом, что расстановка коробок на печатном листе имеет рациональные параметры, экономична и не ведет к значительным потерям картона на отходы, то и существенного удорожания не будет, т. к. определяющим параметром в цене является стоимость картона».

При создании картонной упаковки необходимо учитывать специфику региона. Так, например, стоимость упаковки производителей Уральского региона должна быть достаточно низкой, поскольку доходы населения существенно ниже, чем, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге. В таких условиях нет возможности применять дорогие сорта картона, что ведет к снижению качества печати. Единственным выходом из ситуации становится использование интересных, неординарных конструкций, которые привлекут внимание к продукции и компенсируют невысокий уровень полиграфии.

При создании сложных конструкций необходимо учитывать несколько факторов: желание заказчика, оптимальная расстановка кроя на листе, возможность производства конструкции на имеющемся оборудовании, способ фасовки продукции в предлагаемую упаковку.