История Восточной Европы в I тысячелетии нашей эры.
Лекция 1.
Литература:
1. Археология СССР: Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. — первой половине I тысячелетия н.э. М., 1993.
2. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., 1973.
3. Королюк В.Д., Литаврин Г.Г. , Флоря Б.Н. Древняя славянская этническая общность // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982.
4. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956.
5. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981
7. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. Л., 1979.
8. Седов В.В. Восточные славяне в VI- ХIII вв. М., 1982.
9. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.
10. Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М., 1984.
11. Тимощук Б.А. Восточнославянская община в VI-Х вв. н.э. М., 1990.
12. Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. Л., 1966.
13. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М., 1991.
14. Щукин М.Б. На рубеже эр: Опыт историко-археологической реконструкции политических событий III в. до н. э.-I в. н. э. в Восточной и Центральной Европе. СПб., 1994.
15. Щукин М.Б. О трех путях археологического поиска предков раннеисторических славян: Перспектива третьего пути // Государственный Эрмитаж. Археологический сборник. Л., 1987. Т.28.
Народы Восточной Европы в начале I тысячелетия н.э. В начале нашей эры территория Восточной Европы имела следующий облик. Степи Северного Причерноморья были заселены иранскими кочевыми племенами, частично осевшими на землю. Это были потомки скифов и сарматы. В II-I вв. до н.э. скифский союз племен, с VI в. до н.э. контролировавший все Северное Причерноморье, не выдержал постоянных нападений соседних народов и распался. Часть скифов была ассимилирована пришедшими с востока сарматами, часть осела на Дунае и в Крыму. К I в. до н.э. в Северном Причерноморье утвердились сарматы. Среди них ведущую роль играли племена языгов, роксолан, сираков и аорсов.
По берегам Черного и Азовского морей располагались античные города-государства. Их возникновение явилось результатом Великой Греческой колонизации VIII-VI вв. до н.э. Во II – I вв. до н.э. большинство из них оказалось объединены в государстве Понт под властью царя Митридата Евпатора. Митридат провел несколько войн с Великой Римской империей, общий итог которых оказался неудачен для Понтийского царства. В середине I в.н.э. в Причерноморье пришли победившие понтийцев римляне. Покорение большинства городов-государств произошло при императоре Нероне. Наиболее известна здесь военная экспедиция 63 г. н.э. Тиберия Плавтия Сильвана Элиана. В Причерноморье были размещены гарнизонами I Италийский, V Македонский и ХI Клавдиев легионы. Во II в. н.э. появляется понятие «Таврического лимеса» как крайней восточной границы Великой Римской империи. Однако это уже было время заката могущества Рима, и реально его власть в регионе была невелика.
Во II-IV вв. н.э. начинается интенсивная миграция европейских племен. Этот процесс достиг таких масштабов, что эпоху IV-VII вв. ученые назвали «Великим переселением народов». Восточная Европа оказалась в его эпицентре. Через нее неоднократно проходили в разных направлениях огромные массы людей. Они по пути вели тяжелые войны друг с другом, пытались основать недолговечные государства и в конченом итоге гибли или растворялись среди иных народностей.
Во II - начале III в. н.э. германские племена готов были изгнаны из Южной Прибалтики другими варварскими племенами. Готы прошли через белорусские болота и поселились в Северном Причерноморье. Здесь они принялись терроризировать владения Великой Римской империи на Балканах, Малой Азии и Эгейском море. Особенно страшен был морской поход 269г., когда на 2000 судов с 320-тысячным сухопутным войском, состоявшим из представителей различных причерноморских варварских народов захватчики прошли через все Балканы, сожгли Афины, Коринф, Спарту, достигли Крита и Кипра. Их остановили только в битве при Наиссе, за которую римский император получили почетный титул Клавдия II Готского. Но этот успех оказался временным. Под многочисленными ударами противника римляне были вынуждены в сер. III в. покинуть провинцию Дакия (совр. территория Румынии).
Готы добились политического господства среди многочисленных иранских племен, после скифов и сарматов заселивших южнорусские степи. Они здесь создали довольно рыхлое объединение народов, вошедшее в историю под названием «Готской империи Эрманариха» (или Германариха, по имени одного из королей, правившего в 370-х гг.). Готы являлись ее правящим этносом. Из них состояла политическая верхушка, которая стремилась координировать действия разрозненных племен, входивших в «империю Эрманариха»: иранцев, праславян, фракийцев и др. Археологи связывают это потестарное образование[1] с так называемой черняховской археологической культурой (II-IV вв.).
Между тем далеко на востоке происходили события, которым было суждено роковым образом сказаться на истории Европы. С III в. до н.э. шла война Древнего Китая с кочевыми ордами, которых называли собирательным термином «хунну». Для обороны от них при императоре Цинь Шихуанди (221-210 гг. до н.э.) даже начали строить знаменитую Великую Китайскую стену. Вождь Модэ во II в. до н.э. сумел объединить разрозненные гуннские племена в единый союз, который ученые условно называют «держава Модэ».
После многолетней борьбы с Китаем во II в. до н.э. степняки оказались разбиты. Они были вынуждены двинуться от границ империи на запад, по пути собирая в свою армию все новые и новые народы. Этот великий исход возглавило воинственное племя гуннов, сформировавшееся из тюрок - хунну, угров и иранцев-сарматов.
Во IIв. н.э. гунны вышли к Волге, где полтора века завоевывали местные племена, которые частично ушли на Кавказ, частично влились в ряды захватчиков. В 375г. орды кочевников хлынули в Европу через Причерноморские степи. Готская держава была сметена. Остатки населявших ее племен бежали в другие земли — визиготы через Балканы в Галлию и затем в Испанию, остготы частично укрылись в Крыму, частично присоединились к гуннам. В IV-V вв. пришельцы с востока обосновались в Паннонии[2] и там создали Гуннскую империю.
Наивысшего расцвета она достигла при царе Атилле, который вслед за Восточной приступил к покорению Западной Европы. Он был остановлен только в 451г. на Каталаунских полях в Северной Франции, где орды гуннов и их союзников были разбиты армией римского полководца Аэция. В 453 г. Атилла умер. По легенде, он был убит во время брачной ночи Ильдекой, дочерью вождя племени, которое Атилла полностью вырезал, а единственную уцелевшую девушку силой взял себе в жены. После смерти своего великого вождя и неудачного похода на запад держава гуннов пришла в упадок и стала распадаться.
Часть племен, входивших в ее состав, обосновалась в Северном Причерноморье. В VI в. здесь обитали: на Нижнем Дону и в Приазовье — кутургуры и утургуры, на Кубани — булгары и в степях северо-западнее Каспия — савиры. Между тем, стали оживать племена, оказавшиеся в результате гуннского нашествия на краю гибели. Так, на Кавказе возникло объединение иранских народов под предводительством алан — т.н. Аланский союз.
Межу тем, с востока начался исход новых кочевников. В середине VI в. они создали мощный союз, контролировавший гигантскую территорию от Монголии да Поволжья. Правящим этносом в нем были тюрки, а их глава носил титул кагана[3], поэтому эта держава называлась Тюркским каганатом. Она вела активные войны в Средней Азии, но оказалась совсем непрочной. Уже в 580-х гг. эта «империя кочевников» распалась на несколько новых образований. Главным из них был Западнотюркский каганат, господствовавший от Алтая до Нижней Волги. В 635 г. на Кубани ханом Курбатомоснована Великая Болгария — крупнейший в Восточной Европе союз тюркских племен. В 675г. булгарская орда хана Аспарухавторглась на Дунай, подчинила себе местные славянские племена и образовала Дунайскую Булгарию.
В середине VI в. в Северное Причерноморье из Восточной Монголии пришли племена жуань-киданей (по другим вариантам, сяньби или вэй). Европейцы называли их аварами. Они основали в Паннонии новую державу ¾ Аварский каганат, который держал в страхе Восточную Римскую империю и сыграл большую роль в ранней истории славянских племен.
Хазарский каганат и кочевники Восточной Европы в середине I тыс. н.э. В начале VII в. на обломках Тюркского каганата на территории между северным Дагестаном и Нижней Волгой возник Хазарский каганат, очередная рыхлая и полиэтничная держава кочевников в Восточной Европе. Главными племенами в ней были хазары, булгары, савиры, барсилы и аланы. Они вели крайне воинственную политику, сражались с соседними народами. После поражения в 737 г. от Арабского халифата хазары двинулись на север. К 780-м гг. они контролировали районы Нижней Волги и Нижнего Дона, азовские и прикаспийские степи, Северное Причерноморье и Восточный Крым.
В начале VIII в. хазары осели на землю, у них начался рост земледелия и ремесла. При этом с оседлой жизнью были связаны в основном богатые, а массы «черных людей» оставались кочевниками. Появились первые города, крупнейшими были Итиль и Саркел. Однако они развивались медленно. По законам этого государства, никто, кроме кагана не мог использовать при строительстве обожженный кирпич, поэтому приходилось использовать непрочный кирпич – сырец.
Главным источником доходов для Хазарии был своеобразный рэкет на государственном уровне: через нее проходили транзитные торговые пути с Запада на Восток, и каганат исправно взимал с купцов немалые пошлины. Он также обложил данью ряд соседних народов, в частности, восточных славян.
Слабой стороной этой державы было то, что в ее рамках были искусственно объединены многие народы и разные религии (христиане, мусульмане, язычники, иудеи). Это порождало огромные сложности в управлении и судебной системе. Чтобы изменить ситуацию, в VIII в. была предпринята попытка религиозной реформы: введение единого культа бога Неба — Тенгри - хана. Тогда в начале IХ в. каган Обадийобъявил государственной религией иудаизм.
Это решение оказалось роковым. Иудаизм по своей идеологии — «религия богоизбранного народа», и это мгновенно привело к этническим конфликтам внутри каганата: многие племена отказались признавать над собой господство некоей «избранной религии». В степях Восточной Европы вновь начались войны кочевников. Междоусобицы усугубились внешней агрессией: в конце IХ в. через земли каганата проходит орда угров (предков венгров), в Х в. с востока начинается нашествие нового народа с востока — печенегов. В 960-е гг. русский князь Святослав огнем и мечом прошелся по владениям хазар, разгромил его военные силы и уничтожил крупнейший город — Саркел (Белую Вежу).
Отчаявшиеся хазары запросили военной помощи у среднеазиатского государства Хорезм. Он поставил условием распространение мусульманства и под этим предлогом приступил к оккупации владений каганата. В конце Х в. русский князь Владимир в союзе с кочевниками гузами нанес второй сокрушительный удар. После него Хазарское государство прекратило существование. Хазары ушли в таманские и крымские города, где их колонии существовали еще долгое время (итальянскими купцами Крым назывался Газарией вплоть до ХVI в.).
Появление славян в Европе. Большинством населения Восточной Европы с древнейших времен до наших дней являются славяне. Однако когда они заселили эти земли? Откуда они пришли? Где прародина славянских племен? Уже почти полторы тысячи лет ученые пытаются ответить на этот вопрос. Первыми его стали задавать в VI в. византийские историки, потрясенные нашествиями с севера славянских армий. И в наши дни археологи, лингвисты, антропологи пытаются приблизиться к разгадке происхождения славян.
В чем здесь главная сложность? Дело в том, что славяне как особый этнос четко фиксируются в источниках только с V-VI вв. н.э. Они фигурируют в них под именами склавинов, венедов, антов. Но, по данным лингвистов, славянская языковая семья отделилась от индоевропейской в середине II тысячелетия до н.э. Поэтому несомненно, что корни этого народа надо искать гораздо раньше V-VI вв. н.э. Но вот под каким именем он «закодирован» в древних источниках? Этот вопрос по-прежнему остается открытым.
Древнейшие упоминания славян связывают с этнонимом «венеды». Этот полулегендарный народ фигурирует в древнегреческих источниках с VII в. до н.э. Более подробные сведения о нем содержатся в произведениях античных историков и географов первых веков н.э. Скилака Кардианского, Помпония Мелы, в «Естественной истории» Гая Плиния Секунда Старшего, «Германии» Тацита. В ранних текстах можно прочитать, что венеды (энеты) живут на берегах мифической реки Эридан, где добывают янтарь. Позже так стали называть любой народ, который появлялся на северных границах Римской империи. С I в. н.э., после появления «Естественной истории» Плиния венедов начинают локализовать на европейском береге Балтики, на так называемом острове (полуострове) Энингии, под которым понимается земля между Вислой и Одером. Именно там они помещены на «Певтингеровых таблицах»[4] под именем: «венедосарматы». Балтийское море начинают называть «Венедским», такое же имя присваивается Карпатским горам. В VI в. готским историком Иорданом, а в VII в. Ионом Боббийским венеды отождествляются со славянами.
Впервые то, что «венеды» позднеримских текстов являются славянами, предположил в 1824 г. В. Суровецкий. Эта точка зрения, как это часто бывает, высказанная в виде мнения, быстро приобрела характер аксиомы. Наиболее рьяными ее сторонниками даже высказывались теории об участии славян-венедов в Троянской войне и об основании ими города Венеция. Однако, после исследований А.А. Шахматова и Ф.В. Шелова-Коведяева, венеды римских источников не могут считаться предками славян. Дело в том, что античные историки локализуют их на берегу моря. А все слова, связанные с морем и мореходством, в праслявянском языке — заимствованные. Следовательно, этот этнос возник далеко от моря.
Поэтому представляется правильной версия Н.И. Надеждиной и В.П. Кобычева: этноним происходит от корня «венд-» «вент-» и означает: «жители мокрой земли», влажного по климату побережья Балтийского моря. Так римляне называли любой народ, появлявшийся на этих землях, лежавших севернее имперских границ. Позже, когда сюда приходят славяне, данное название переносится на них, и в VI-VII вв. уже считается их собственным именем. Заметим также, что сами славяне так себя никогда не называли, это наименование было им присвоено историками древности.
Прокопий Кесарийский и Псевдо-Калисфен в VI в. утвержадли, что славян изначально называли «споры». Известен ряд иранских племен Северного Причерноморья, носивших сходные имена: спаралаты в текстах Геродота, палы у Диодора Сицилийского, спалеи у Плиния Старшего. Видимо, гипотеза о «спорах» аналогична «венедской»: византийские историки перенесли на славян имя народа, который до них жил на данных территориях.
Третьим названием, приписываемым ранним славянам, является «нарцы» («норики»). Так их называет Нестор в «Повести временных лет» (ХII в.). С ними сближают упоминаемое Геродотом и Цезарем племя невриев (нервов). Античные историки пишут, что «этот страшный дикий народ» ездил верхом на волках. По всей видимости, данное имя перешло на славян по имени римской провинции Норик, которую они захватили в VI в.
В VI в. в источниках славяне называются иранским словом «анты». Оно означает «конец», «край», то есть анты — «народ, живущий на окраине». По всей видимости, этот этноним относится к восточным славянам. Однако он также не является самоназванием: его присвоили варварам, обитавшим между Днестром и Днепром, византийские историки VI в. Ряд ученых даже сомневается в том, что анты могли быть предками восточных славян. Они указывают на то, что в 602 г. Аварский каганат обрушился на этот народ страшным нашествием, после которого он исчезает со страниц источников. Поэтому существует довольно аргументированная точка зрения, что термин «анты» — вообще не этноним, а обозначение союза славянских племен, существовавшего в 530-602 гг.
Термин «склавины» впервые появляется в 525г. у Псевдо-Цезариуса. В ранних европейских, византийских и арабских текстах он встречается в вариантах: скловене, склавус, сакалиба. Так называли в основном племена, жившие по Дунаю и в Паннонии. Лишь позже их название приняло форму: «славяне».
Его происхождение остается предметов споров между учеными. По всей видимости, название данного этноса происходит от «слово» — славянские племена были многочисленными, разбросанными по всей европейской карте, и главным признаком, по которому он узнавали своих сородичей, была общность языка. «Славяне» — это «понимающие слово». В противоположенность им все остальные народы были «немые». Показательно, что так в русском языке вплоть до ХVII в. называли всех иноземцев («немцы»).
Проблема славянской прародины. Где же находилась прародина славян? Как мы видим, письменные источники не могут нам дать ответа на этот вопрос, потому что славяне в них с уверенностью узнаются только с VI в. С помощью археологии мы можем проникнуть в глубь эпох и найти археологические культуры, оставленные предками славян. Но чем древнее изучаемые нами культуры, тем больше размыт присутствующий в них «славянский элемент», тем сильнее он смешан с другими: иранскими, германскими, балтскими и т.д.
И здесь нас подстерегает опасность, обозначенная логическим парадоксом под называнием: «эффект лысого». Суть его в следующем: если у человека выдергивать волосы из головы по одной волосинке, то после какой он станет лысым? И будет ли волосатым, если последнюю волосинку воткнуть обратно? Применительно к нашей проблеме это означает следующее: как определить, когда перед нами уже славяне и как их отделить от еще не славян?
Среди ученых существует два подхода к решению данного вопроса. Большинство исследователей считает, что происхождение славян можно выяснить, найдя самую древнюю славянскую археологическую культуру и установив ее потомков (Б.А. Рыбаков, В.В. Седов, П.П. Третьяков и др.). Поиск такой культуры ведется в глубине веков, во второй половине II тысячелетия до н.э.
Другие историки указывают, что обнаружить при раскопках признаки славянской материальной культуры мало. Только тогда можно говорить о формировании этноса, когда он осознает себя таковым, и его соседи начинают отличать данный народ от остальных. Иначе говоря, о появлении славян на этнической карте Европы можно говорить, когда они сами стали называть себя «славянами», и другие народы начали считать их именно «славянами», а не обезличенными варварами. Это было не ранее V-VI вв. н.э. (З. Ваня).
До сих пор эта проблема относится к разряду труднорешаемых, что объясняет бытование целого ряда версий о местонахождении славянской прародины, имеющих равные права на существование. Наиболее авторитетными гипотезами о происхождении славян являются концепции Б.А. Рыбакова и В.В. Седова.
Гипотеза о происхождении славян Б.А. Рыбакова. Знаменитый ученый - археолог исходит из положения, что славянская языковая семья выделилась из индоевропейской в середине II тысячелетия до н.э. Судя по данным языка, это произошло вдали от моря и от горных массивов, в лиственных лесах. Анализ слов, заимствованных славянами у других народов, показывает, что в это время они соседствовали с германцами, балтами, иранцами, дако-фракийцами, кельтами и иллирийцами. Если разместить эти народы на карте, то между ними оказывается пространство, ограниченное с запада бассейном р. Одер, с севера — р. Припять, с востока — средним течением Днепра и с юга — предгорьями Карпат. Здесь в ХV-ХII вв. до н.э. существовала тшинецко-комаровская археологическая культура, которую Рыбаков и считает первой славянской.
В ХII в. единство славян распадается, и начинается т.н. лужицко-скифский период истории славян. Ученый связывает его с существованием лужицкой, чернолесской, милоградской и др. археологических культур. Рыбаков отождествляет славян VI-IV вв. до н.э. с борисфенитами — скифами – пахарями Геродота. К III в. до н.э., по его мнению, славяне стояли на пороге государственности. Однако сарматское нашествие II в. до н.э. оборвало этот процесс, и на четыре столетия наступили «темные века» — т.н. пшеворско-зарубинецкий этап, названный по одноименным археологическим культурам.
Новый подъем происходит во II-IV вв., когда в среднем Поднепровье возникает мощное объединение славян, вновь почти достигшее уровня государства. Его ядром была черняховская культура. Лидирующую роль в нем играли союзы племен полян, хорватов, волынян, бужан. В честь успешных войн с римским императором Трояном, по Рыбакову, славяне называли эти счастливые времена «Траяновыми веками». Однако нашествие гуннов 375 г. снова оборвало путь славян к созданию собственной державы в Восточной Европе. С VI в. начинается новый подъем, на этот раз приведший в IХ в. к созданию Киевской Руси.
Критики концепции Рыбакова указывают, что археологические культуры, приписываемые им славянам, в большинстве случаев не чисто славянские, а смешанные. Все исторические подробности — вроде «Траяновых веков» — не находят подтверждения в источниках и являются только предположениями академика. Особое недоверие у оппонентов вызывает отождествление славян со скифами – пахарями Геродота.
Гипотеза о происхождении славян В.В. Седова. Подход этого крупнейшего археолога – слависта к изучаемой проблеме ретроспективный. Он выделяет четыре чисто славянские культуры V-VII вв.: суковско – дзедзицкую на Эльбе и Висле (возможно, поздние венеды), культуру длинных курганов на Волхове и в Приильменье (предки новгородский словен), пражско – корчакскую в Подунавье и в верхнем течении Одера и Вислы (видимо, склавины византийских источников,) и пражско – пеньковскую на Днестре и нижнем Днепре (предположительно — анты). Он пытается установить их связь с более ранними археологическими культурами, пока не будет найдена самая древняя, содержащая «славянский элемент».
В самом общем виде концепцию В.В. Седова можно изложить следующим образом. Во II тысячелетии до н.э. в Центральной Европе сформировалась древнеевропейская общность (термин Г. Краэ), из которой позже вышли различные народы, в том числе и славяне. Археологически это — среднеевропейские культуры полей погребальных урн, в том числе — лужицкая (ХII в. до н.э.).
В результате войн, миграций населения, его метисации[5] из древнеевропейцев выделяются италики, германцы, кельты и др., в том числе около 400 г. до н.э. т.н. культура подклешевых погребений[6]. В ней присутствует значительная доля славянских древностей. В IV в. до н.э. в Европе начинается длившиеся несколько столетий кельтские войны, вызвавшие перемещения племен. Этот фактор оказал влияние на формирование славянского этноса: во II в. до н.э. в Висло – Одерском междуречье на основе культуры подклешевых погребений складывается пшеворская культура, а в Среднем Поднепровье — зарубинецкая. И та, и другая — праславянские.
Этническая карта Европы изменилась еще раз под влиянием нашествия готов во II в. н.э. Славяне вошли в состав полиэтничного объединения, оставившего после себя черняховскую культуру. Нашествие гуннов в 375 г. смело черняховцев, гунны ушли на запад, и в Восточной Европе возник политический вакуум.В VI в., заполняя его, из Среднего Поднепровья и Висло-Одерского междуречья на историческую арену выходят славяне.
Концепция В.В. Седова серьезно аргументирована и имеет много сторонников. Отметим лишь, что многие названные в ней археологические культуры — полиэтничные, не чисто славянские. Поэтому для полноты картины приведем еще одну гипотезу, М.Б. Щукина. Она базируется как на данных археологии, так и на письменных и лингвистических материалах.
Гипотеза о происхождении славян М.Б. Щукина. В 38/39 г. н.э. царем Боспора стал Митридат VIII, мечтавший о славе своего деда, знаменитого Понтийского правителя Митридата VI Евпатора. Он взял курс на достижение независимости от Великой Римской империи. В 45 г. в г. Пантикапее высаживается римский десант, чтобы подавить сепаратистский мятеж. Митридат был свергнут и бежал к варварам, а царем стал его младший брат Котис. На трон его посадили римляне в награду за донос, который он подал на восставших.
Однако этим дело не кончилось. Митридат продолжил воевать с Римом. Он собрал армию, ядро которой составляли сарматы-сираки. Базировавшийся в Пантикапее римский контингент во главе с Юлием Аквилой обратился за военной помощью к сарматам-аорсам. Около 49 г. н.э мятежники были разбиты, Митридат пленен и отправлен в Рим.
Подавление сепаратистского бунта не означало установления спокойствия в регионе. Столкновение сираков и аорсов возымело эффект камня, брошенного в пруд. Круги от него стали шириться. Война вызвала массовые миграции различных племен. Со второй половины I в. н.э. начинается интенсивное сарматское продвижение на запад: из Приазовья в бассейн Днепра и Днестра. На Днепре они столкнулись с племенами зарубинецкой культуры и прогнали их на северо-запад. Зарубинцы укрылись от агрессии в лесах по Верхнему Днестру, Припяти и Десне.
В это же время в районе Польского Поморья также начинается интенсивное перемещение населения. Здесь вспыхивает война между народами, оставившими после себя вельбарскую и пшеворскую археологические культуры. Вельбарцы[7] вытеснили пшеворцев в Верхнее Поднестровье и на территорию современной Словакии. Здесь в середине I в. н.э. пришедшими с севера племенами лугиев (в которых исследователи также склонны видеть носителей полиэтничной пшеворской культуры) было уничтожено римское буферное государство Ванния.
Таким образом, в районе верхнего течения Днестра столкнулись два потока: зарубинцы и преследующие их сарматы с юго-востока, пшеворцы и лугии — с северо-запада. В результате, по выражению М.Б. Щукина, заварился так называемый «венедский котел», охватывающий территорию от Прибалтики до верховьев Днестра. В нем «переваривались» различные племена, из смешения которых должны были возникнуть будущие этносы. Этот «котел» кипел во II – III вв. Особенности происходящих в нем процессов «этнической варки» нам известны мало.
Во II в. начинается продвижение готов в Северное Причерноморье. В ходе «готских войн» 230-270 гг. образуется держава Эрманариха, оставившая после себя полиэтничную черняховскую культуру. Готы подавили вступления окрестных племен и почти на сто лет установили мир в регионе. В результате среди народов, живших в Среднем Поднепровье, в IV в. н.э происходит демографический взрыв. Он затронул и «венедский котел». В нем стремительно увеличивается население, которому становится тесно в припятских лесах.
Но в 375 г. гуннское нашествие смело державу Эрманариха. В регионе наступает этническая неясность, усугубившаяся после распада в 450-х гг. державы Атиллы. Вот тут-то и выходят на историческую арену славяне. Под ударами гуннов было как бы «проломлено днище», южная стенка «венедского котла», и его «варево» вылилось из лесов Припяти и Верхнего Днестра на юг. В VI в. мы впервые фиксируем в Поднепровье, Поднестровье, Подунавье чисто славянские (а не смешанные, как раньше) археологические культуры — пражско-корчакская и пеньковская. И тогда же с 525 г. на страницах письменных источников начинает фигурировать раннее неведомый народ «склавины».
Сила концепции М.Б. Щукина в ее стройности. Автор убедительно выстраивает последовательную цепочку исторических событий, связанных друг с другом. Минусы этой теории такие же, как и двух предыдущих – критики данной версии указывают на значительный элемент условности, порожденной недостаточным количеством и спецификой источников.
Проблема поиска славянской прародины и этногенеза славян еще ждет своих исследователей. На сегодняшний день более предпочтительной считается локализация прародины славян в треугольнике Среднее Поднепровье ¾ бассейн р. Припяти ¾ верховья рек Лабы и Вислы. Меньше аргументов в пользу балтийской и придунайско-карпатской теорий.
[1] «Потестарными» называются сообщества людей, стоящие на пороге образования государственности, но еще не достигшими необходимого для этого уровня развития.
[2] Паннония — совр. территория Венгрии.
[3] Каган (каан) — «хан ханов», у кочевников — высший титул в правящей иерархии, приравненный ими к китайскому императору.
[4] «Певтингеровы таблицы» — карта ХII-ХIII вв., отражающая географические знания европейских ученых первых веков н.э.
[5] Метисация — смешение разных народов, от которого возникают полукровки — метисы.
[6] Подклешевые погребения — захоронения в глиняных погребальных урнах, которые накрывались специальной крышкой — клешем.
[7] Видимо, носителем вельбарской культуры были германские племена готов и гепидов.