Снова попытаться коллективно дать определение понятию “информационные технологии”.

Слайд 31. Оптимальный уровень сервиса

 

График функции F3 получается путем суммирования функций F1 и F2; первая отражает зависимость затрат на обслуживания от уровня сервиса, вторая — зависимость потерь, вызванных ухудшением обслу­живания от величины уровня сервиса. Оптимальный уровень серви­са достигается в точке А, характеризующей минимум суммарных затрат (в нашем случае примерно 68%).

Качество логистического обслуживания определяется надежно­стью поставки, полным временем от получения заказа до поставки партии материальных ресурсов, возможностью выбора способа доставки, временем на осуществление заказа, наличием запасов, воз­можностью предоставления кредитов, скидок и т.д.

 

В реальном мире можно выделить три вида процессов: процессы преобразования вещества, процессы преобразования энергии и информационные процессы. Использование этих процессов в современной деятельности человеческого общества связано с понятием «технология». Этот термин происходит от греческих techno – искусство, мастерство, умение и logos – понятие, учение.

 

С середины XX века стало очевидно, что человечество переходит на абсолютно новую, ступень развития технологий. Этот переход обусловлен в первую очередь научно-техническим прогрессом в целом, и активным освоением вычислительной техники в частности. Интеграция компьютерных технологий во все сферы деятельности человека, такие как социальная и культура жизнь, научные исследования, образование, управление финансовыми потоками, производством и т. д., привела к возникновению такого понятия и такой глобальной проблемы, как информатизация.

По сути – это глобальный социальный процесс, особенностью которого является преобладание в сфере общественного производства видов деятельности, связанных с созданием, сбором, накоплением, обработкой, хранением, передачей и использованием информации, с применением современных высокопроизводительных средств вычислительной техники, а также разнообразных инструментов, позволяющих осуществлять информационное взаимодействие и обмен – мобильная связь, Интернет и другие.

В США указанные процессы начались с 60-х годов XX века, в начале 70-х годов информатизация охватывает Японию, а к концу 70-х годов – страны Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя при реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целом. Именно расширение областей использования компьютеров и стало базовой составляющей процесса информатизации общества.

Важно отметить, что понятие «информатизация общества» является более глубоким, по сравнению с термином «компьютеризация общества». В последнем случае основное внимание направлено на развитие и усовершенствование средств вычислительной техники (персональных компьютеров и соответствующего программного обеспечения) с целью оперативного и своевременного получения и обработки информации. Для процесса же информатизации общества характерна организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение полноценного использования передовых подходов и достоверных и исчерпывающих знаний, предоставляемых посредством применения информационных технологий, во всех областях человеческой деятельности.

В последнее десятилетие возникло и активно развивается новое направление информационных технологий, основанное на использовании возможностей глобальной сети Интернет (Интернет-технологии), телекоммуникационных (беспроводных, мобильных GSM и др.) сетей и компьютерных систем, которые позволяют не только организовывать оперативный доступ и получение информации в любой точке земного шара, но и осуществлять свободное распространение знаний, современных технологий, программного обеспечения, мультимедийной информации и прочих данных.

В настоящее время человечество должно адаптироваться к совершенно новой социальной среде, в которой информация и научные знания являются основными критериями, определяющими уровень, потенциал и перспективы развития общества. Применение информационных систем, основанных на использовании Интернет-технологий, позволяет гораздо более эффективно обрабатывать колоссальные объемы информации и осуществлять общение «без границ». В конечном итоге это приводит к расширению сферы информационной деятельности современного общества, что вызывает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области разработки, использования и обслуживания информационных технологий.

Общество, имеющее высокий уровень развития и использования передовых информационных технологий, развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание и доступ к информационным ресурсом и возможность доступа к информации, называют информационным обществом. Данный термин был впервые предложен и озвучен в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной правительством Японии с целью выработки перспектив развития экономики страны в середине 60-х годов XX века. Информационное общество предоставляет заинтересованным людям и организациям возможности быстрого распространения, получения и обработки требуемой информации, а также доступа к информационным услугам с минимальными временными и материальными затратами.

Основные отличительные особенности, характеризующие информационное общество – открытость (доступность), технологичность (эффективность), интеллектуальность, оперативность доступа к информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности и приватности, а также гибкость и самоорганизация информационных систем.

Подводя итог сказанному выше и учитывая многообразие областей и сфер применения информационных технологий, можно сформулировать следующие определения для данного термина:

● совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

● приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации.

● комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

● средства преобразования входящей информации (входного сырья) в выходной информационный «продукт». Информационная технология включает и объединяет аппаратно-программные средства, методы, навыки, знания.

В настоящее время (отдельно или в комбинации с другими терминами) широко используется аббревиатура IT (от англ. Information technologies) или в русскоязычном написании – ИТ. Например, ИТ-компания, ИТ-система, ИТ-специалист, ИТ-архитектура, ИТ-менеджмент, ИТ-ресурс, ИТ-процесс, ИТ-услуга, и т.д.

Практический аспект понятия «информационная технология» отличает стремительная динамика развития и огромное разнообразие современных информационных технологий, которые пронизывают практически все сферы и виды человеческой деятельности.