Ее формирования.

Эффективность исследования и основные факторы

 

Эффективность исследования— это определение или нахождение такого варианта проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к ус­пеху. Но это определение можно дополнить более точным.

Эффективность исследования— это одна из его характеристик, которая показывает, как соотносятся затраты усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели).

Все факторы, определяющие эффективность исследования, можно рас­смотреть в двух группах:

· факторы исследовательского потенциала управ­ления и

· принципы его использования.

Понятие исследовательского потенциала управления отражает возможно­сти использования ресурсов и достижения поставленных целей. Ведь на­личие необходимых ресурсов еще не ведет автоматически к эффективно­сти. Использование ресурсов зависит и от их структуры, доступности, цели, по которой используются ресурсы, мотивации их рационального исполь­зования и пр. Все это в совокупности характеризует понятие исследова­тельского потенциала. Его величина и качество, его реализация также определяют достижение эффективности.

Все факторы, характеризующие исследовательский потенциал управле­ния, можно представить по трем группам:

(1) факторы методологической го­товности,

(2) факторы наличия и структуры ресурсов и

(3) факторы организаци­онных возможностей (Рис.6.4).

Методики моделирования и оценок
Информационная база
Цель и миссия
Концепция развития
  Опыт исследования
Рис. 6.4. Факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления

 

(1) Методологическая готовность проявляется в наличии цели и миссии ис­следования. Здесь большое значение имеют обоснованность цели, науч­ный подход к ее формулированию и постановке, понимание и приятие цели исследовательской группой или вообще всем коллективом фирмы, интеграционными свойствами цели.

Миссия исследования рассматривается как доминанта его проведения, обеспечивающая последовательное движение к цели. Она помогает выб­рать ограничения в движении к цели и приоритеты на каждом из этапов этого движения. Миссия должна отвечать на вопрос: зачем проводятся исследования, позволяет ли реальность достичь цели?

Методологическая готовность определяется также концепцией развития фир­мы, разработанной по цели и миссии. Это комплекс положений, отражаю­щих тенденции развития. Концепция теснейшим образом связана с целью и миссией, ибо включает в себя и то и другое, кроме того, характеризует их конкретизацию, определяет ключевые положения программы исследования.

Большое значение имеет также опыт исследования. Систематическое прове­дение исследовательской работы способствует накоплению такого опыта и повышает потенциал эффективности исследовательской деятельности. Опыт экономит время, оберегает от ошибок и облегчает многие операции.

Многие виды исследования зависят от информационной базы его прове­дения. Чтобы увидеть динамику процессов развития, проводить сравни­тельный анализ, определять тенденции, выбирать наиболее удачные ре­шения, надо иметь необходимое количество накопленной информации. Эта потребность стимулирует систематическое проведение исследования.

Невозможно провести исследование, не пользуясь той или иной методи­кой моделирования и оценок процессов или явлений. Но методики быва­ют различными. Какими из них обладают и пользуются исследователи или менеджер, как разрабатываются собственные методики — это тоже ха­рактеризует методологический потенциал исследования.

Наконец, следует указать и на возможности использования необходимых методов исследования. Эти возможности определяются их доступностью, наличием соответствующих технических средств, квалификацией иссле­дователей.

Факторы методологической готовности действуют не только в определен­ном наборе и совокупности, но и в их соотношении и системности.

(2) Следующая группа факторов исследовательского потенциала — наличие и использование ресурсов.

Любое исследование нуждается в ресурсах. Необходимы ресурсы персона­ла, экономические, материально-технические, информационные, ресур­сы времени. Можно также говорить и о ресурсах фактологических. Они от­ражают наличие необходимых фактов, возможностей их систематизации.

Далее более подробно будет рассмотрено фактологическое обеспечение исследования и его отличие от информационного. Здесь лишь достаточно сказать, что информационные и фактологические ресурсы являются вза­имодополняющими.

В исследовании необходимы различные ресурсы и в определенном их со­отношении. Ресурсы могут и должны быть взаимозаменяемыми, но до определенных пределов.

(3) Исследовательский потенциал управления включает в себя и организаци­онные возможности его проведения. Они проявляются в наличии необходимой организационной культуры и типа организации. Важную роль так­же играет позитивный и негативный организационный опыт, позволяю­щий успешно выбрать тип организации и организовать исследование.

Всякая организация имеет определенную инфраструктуру, которая также влияет на проведение исследования.

Следует здесь назвать и такой фактор, как интеллектуальный потенциал менеджера или исследователя. Его можно отнести и к ресурсам, и к мето­дологической готовности, но он также играет важную роль в реализации организационных возможностей. Организация исследования — это орга­низация интеллектуальной деятельности, и она определяется в значитель­ной мере интеллектуальным потенциалом исследователя.