Введение. Основы конструирования и расчёта деталей машин.
Лекция № 1
Ликвидность КБ (инструкция 110)
Машины – предназначены для увеличения производительности и облегчения труда человека. Машины заменяют человека в выполнении определённых функций процесса труда
Пять функций труда:
1. Транспортная функция; рабочие
2. Технологическая функция; функции
3. Энергетическая функция;
4. Контролирующая функция;
5. Логическая функция.
Разделение труда на функции положило начало классификации машин.
Классификация машин:
1. Транспортные и подъёмные машины (перемещение объекта труда);
2. Технологические машины (изменение объекта труда);
3. Энергетические машины;
4. Контрольно управляющие машины (осуществляют контроль за технологическими машинами);
5. Логические машины (ЭВМ).
Науки о машинах:
1. ТММ;
2. ДМ (расчёт и конструирование);
3. Расчёт ДМ;
4. Технология машиностроения;
5. Экономика машиностроения;
6. Эксплуатация машин.
ДМ отличается от них практической направленностью.
Цели ДМ:
изучение методов расчёта и проектирования типовых деталей и узлов машин.
Деталь – элемент конструкции, выполненный из однородного материала без применения сборочных операций.
Узел (сборочная единица) – элемент конструкции, состоящий из двух деталей с применением сборочных операций.
Требования, применяемые к машинам:
1. Высокая производительность;
2. Надёжность и долговечность;
3. Простота ухода и обслуживания;
4. Незначительная масса, габариты, транспортабельность;
5. Экономичность изготовления использования;
6. Технологичность;
7. Степень унификации.
Критерии работоспособности и расчёта деталей машин:
Работоспособность – состояние машины, при котором она способна выполнять задание функции с параметрами, установленными технической документации с сохранением прочности, жесткости и т. д.
Прочность – способность детали воспринимать нагрузки не разрушаясь.
[σ] ≥ σ – формула прочности
σ – расчётное напряжение
[σ] – допускаемое напряжение
Жёсткость – способность деталей сохранять первоначальные размеры при воздействии нагрузок.
Износостойкость – изменение геометрических размеров деталей вследствие трения, что приводит в следующем к нежелательным последствиям.
Нежелательные последствия износа:
1. Уменьшение точности приборов;
2. Уменьшение;
3. Возникновение шума и вибрации;
4. Полное стирание деталей;
5. Снижение прочности.
Виды изнашивания:
1. Механическое (вследствие неровностей контактирующих поверхностей);
2. Молекулярное механическое изнашивание (за счёт разрыва масленой плёнки между контактирующими поверхностями. В зоне разрыва происходит сваривание отдельных частиц контактирующих поверхностей.);
3. Коррозионно-механическое (механическое изнашивание плюс воздействия окружающей среды);
4. Вибростойкость (обеспечение работы машины в заданном режиме колебаний без возникновения небезопасных колебаний);
5. Теплостойкость – способность машины работать в заданном интервале температур.
При необходимости выполняют расчёт машины (редуктора) по усреднённым коэффициентам.
Детали общего назначения:
1. Детали для соединения узлов и деталей машин – соединения: косные, клееные, сварные, резьбовые, шпоночные, шлицевые, заклёпочные, штифтовые, прессовые, фасонные.
2. Передачи – устройства для преобразования и передачи энергии. Фрикционные (передачи трением), ременные, зубчатые, червячные, рычажно-шарнирные, рычажно-кулачковые.
3. Устройства для поддержания вращающихся деталей: валы, оси, подшипники, муфты.
4. Фудамент-балки, плиты, кранштейны, косынки, сосуды под давлением.
Детали специального назначения.
Поршневая система в двигателе внутреннего сгорания, крылья, винты.
Виды расчётов деталей машин:
Проектный расчёт. В ходе выполнения задаются материалами проектированной детали, видом термообработки, проектируют.
Проверочный расчёт. Проверка на прочность по допускаемым напряжениям.