Вопрос № 2

Проблемы стоящие перед образованием в XXI веке актуальны не только для нашей страны. Ещё в 8-11сентября в Женеве состоялась 47-я сессия ЮНЕСКО по вопросам образования. Здесь состоялась дискуссия на тему: «Качественное образование для всей молодежи: требования, тенденции и приоритеты.»

Было отмечено, что во многих странах система образования представляет собой унаследованное от прошлого явление. Поэтому необходимо искать новые, более широкие пути повышения качества образования.

Высшее образование в Украине качественно всегда было высоким. В принципе таким оно остается и сегодня. Выпускники вузов Украины, особенно физико – математического , инженерного, медицинского, авиационного, морского и химико – технологического профилей работают и пользуются авторитетом о многих странах мира. Обучаться в вузах Украины считается престижным для молодежи стран СНГ, включая и Россию. Вместе с тем, высшее образование имеет ряд противоречий, без разрешения которых о его дальнейшем развитии не может быть и речи.

В XXI столетии перед образованием встали новые, невиданные раньше задачи, которые при их решении будут создавать новые возможности для образования и которые обусловлены следующими общецивилизационными тенденциями:

1.Тенденцией к глобализации общественного развития, характеризующегося следующими чертами:

- сближением наций, народов, государств;

- зависимостью прогресса каждой страны от её способности общаться с миром;

- небывалым ранее обострением конкуренции между государствами.

2.Переходом человечества от индустриальных к научно – информационным технологиям, базирующимся не на материальной, а на интеллектуальной собственности, на знаниях, как субстанции производства.

3.Необходимостью выработки у человека способности к сознательному и эффективному функционированию в условиях небывалого усложнения отношений в глобализованном, информационном обществе, возросшей комуникативности жизни.

Эти и другие требования относительно образования обуславливают необходимостью пересмотра привычных на протяжении многих десятилетий и столетий, устоявшихся норм просветительской деятельности.

1.Требует изменение само содержание образования.

2. Есть необходимость коррекции направленности учебного процесса. Традиционно он, как правило сводится к усвоению студентами определенной суммы знаний и способности воспроизвести их во время контроля.

Современный, а тем более будущий динамизм знаний, информации, технологий значит, что научить даже в самом лучшем университете человека на всю жизнь невозможно.

Поэтому сегодня возникает потребность выработки у студента понимания и умения учиться на протяжении всей жизни.

3.В информационном обществе знания становятся непосредственной производительной силой. Это требует от общества в целом, а также от отдельно взятого специалиста умения применять всё новые и новые знания, приобретённые в течении жизни в своей практической деятельности.

4.Образование должно приобрести инновационный характер, а его воспитанники - способность к инновационному способу жизни и жизнедеятельности. Решение задач перестройки системы высшего образования Украины, которая отвечала бы лучшим мировым образцам невозможно, без введения новых технологий обучения.

Необходимо настойчиво стимулировать профессорско – преподавательский состав в ВУЗ на работу с информационными технологиями. Без применения мультимедийных информационных технологий и проведения соответствующих изменений в учебных программах и пересмотра методики обучения обеспечить современный уровень усвоения учебных дисциплин невозможно.

Создание мощной информационной базы учебного процесса в высших учебных заведениях даст возможность перейти на новые педагогические технологии. В частности, применять работу малыми группами,систему кейсового обучения, информатизацию, обеспечения учебного процесса дидактическим материалом нового поколения – лекции в интернете, на дискетах, опережающие изучение литературы для самостоятельной обработки студентами учебного материала. Всё это даст возможность существенно уменьшить учебную нагрузку.

У нас очень большое количество аудиторных занятий 35-36 часов в неделю. Такого нет нигде в мире. МОНустановлен порядок, согласно которому в вузах будет не более 30 часов в неделю аудиторных занятий без сокращения профессорско – преподовательского состава.

Основное требование сегодня – высокий профессионализм. Взрастить его должны университеты. Но их обеспечивание сегодня – 35-40% от потребностей. В лабораториях оборудование на 70% 50-х годов, 70-75% профессоров – люди преклонного возраста.

На одном энтузиазме далеко не уедешь. Рыночные отношения и энтузиазм – несовместимы, за всё нужно платить. Нельзя подготовить профессионалов по многим профессиям без новейшего учебного оборудования, а оно очень дорого стоит – десятки, сотни тысяч, а может и миллионы долларов. Выход один: если мы хотим жить в развитой стране, то обязаны вкладывать средства в образование, прежде всего университета.