Обеспечение единства измерений.

Понятие стандарта. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной информации.

Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют следующие виды стандартов: государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Кроме того, в Российской Федерации применяются международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Государственные стандарты содержат требования по безопасности; по технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению, утилизации и другую информацию. Требования, устанавливаемые государственными стандартами, являются обязательными, если они касаются обеспечения безопасности продукции, работ, услуг, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Обязательными могут быть другие требования государственных стандартов, если это установлено законодательством РФ. Государственные стандарты принимаются Госстандартом России и вводятся в действие после их государственной регистрации. Этот же орган осуществляет официальное опубликование вновь вводимых в действие, замененных, отмененных государственных стандартов.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения и принимаются соответствующими государственными органами управления в пределах их компетенции. Они не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, и они также не должны входить в противоречие с обязательными требованиями государственных стандартов. Стандарты предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных и других обществ разрабатываются и применяются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Информация о принятых стандартах отраслей, общественных организаций направляется в органы Госстандарта России.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией ( классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов в межведомственном обмене информацией.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. Ее составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.

 
 
 

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации. Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать программу разработки национальных стандартов, а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стан-дартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации.

Постановление Госстандарта Российской Федерации от 30 января 2004 г. № 4 "О национальных стандартах Российской Федерации", признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации.

В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения "ГОСТ" и "ГОСТ Р".

Национальные стандарты Российской Федерации можно приобрести в территориальных отделах распространения НТД и НТИ (магазинах стандартов) ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ", а также у организаций, имеющих договора на изготовление и распространение утверждаемых стандартов.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения обще-российских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

Принятие, введение в действие общероссийских классификаторов, а также межведомственная координация работ по их проведению возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Минпромторгом России, Ростехрегулированием, Росстатом и Минэкономразвития России.

Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.

 

 

Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

Чтобы была возможность сопоставить результаты измерений, которые были выполнены в разное время и в разных местах, и при этом использовались разные методы и средства, необходимо иметь единство измерений. Федеральный закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» дает определение этому понятию. Так, единства измерений есть «состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы». В отличие от закона об актах гражданского состояния (напомним, что там, в правовую базу этой области входит статья 47 ГК РФ), закон об обеспечении единства измеренийявляется основным законодательным актом в данной сфере регулирования, также впрочем, как и закон о промышленной безопасности в своей области.

Федеральный закон об обеспечении единства измерений вступил в законную силу в 2008г., последняя редакция успешно прошла в июле 2011года. Закон насчитывает в своем содержании 10 глав и 29 статей. Глава 1 закона содержит общее положение. В статьях даны определения основным понятиям, зафиксированы цели сферы действия данного законодательного акта.

Глава 2 закона об обеспечении единства измерений определяет основные требования к измерениям, эталонам единиц величины, единицам величины, средствам измерений и стандартным образцам. Требования к указанным понятиям зафиксированы в каждой отдельной статье (с 5 по 9) второй главы. Статья 10 этой главы определяет технические системы и устройства с измерительными функциями.

Глава 3 закона трактует государственное регулирование в области обеспечения единства измерений. Статья 11 определяет форму государственного регулирования, она может быть в виде проверок средств измерений, утверждения типа стандартных образцов или средств измерений, метрологической экспертизы, метрологического надзора, аттестации методики измерений и аккредитации предпринимателей и юр.лиц на выполнение работ в области обеспечения единства измерений. Остальные статьи главы раскрывают каждую отдельную форму более подробно. Калибровка средств измерений зафиксирована в статье 18 четвертой главы закона об обеспечении единства измерений.

Глава 5 определяет правила аккредитации в сфере обеспечения единства измерений. Статья главы устанавливает не только основания для аккредитации, но и основные принципы осуществления этого процесса. В соответствии с принципами закона, аккредитация должна быть добровольной, произведена компетентными и независимыми экспертами, при применении единых правил аккредитации, обеспечены равные условия всем лицам, претендующим на получение аккредитации, не допускается совмещение полномочий по аккредитации и незаконное ограничение прав аккредитуемых предпринимателей и юридических лиц.

Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений осуществляет свою деятельность в соответствии с главой 6 закона об обеспечении единства измерений. Глава 7 определяет организационные основы обеспечения единства измерений. Статьи главы определяют полномочия и деятельность федеральных органов исполнительной власти, научных метрологических институтов, метрологических служб, региональных центров метрологии.

Глава 8 закона трактует ответственность юридических и должностных лиц, за нарушение законодательства РФ в сфере обеспечения единства измерений. Финансирование в области обеспечения единства измерений обеспечивает глава 9 оговариваемого правового акта. Заключительным положением является глава 10. Она определяет сроки вступления данного акта в законную силу, фиксирует признания, утратившим силу отдельных нормативно-правовых актов.