НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
ПЛЕМЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА
План:
1.Союз сакских племен. Документальные источники о союзе. Территория. Взаимоотношения с соседями. Хозяйство. Сакское общество.
2. Уйсуни и канлы. Хозяйственная и общественная жизнь
3.Гунны.. Великое переселение народов. Политическая и социальная история
4.Сарматы на территории Казахстана
І. Саки. (азиатские скифы (греки), могучие мужи (персы), туры с быстрыми конями (иранцы), наследники андроновцев)
І –ІІІ вв. до н.э.
Европеоиды, восточно-иранский язык; вероятно на юго-востоке и востоке - прототюркский.
Письменные источники: древнеиранская книга «Авеста», Бехистунская надпись Дария І, «Надпись о дэвах» Ксеркса; «История» Геродота, который основывается на свидетельствах Гекатея Милетского, Аристея Проконесского, Ксенофонт, Ктесий, Птоломей, Страбон, Плиний.
Персидские источники выделяют 3 сакских союза:
- Парадарайя (заморские саки),
- Тиграхауда (саки в остроконечных шапках) (Скунх),
- Хаомаварга (саки, варящие хаому).
В греческих источниках называют племена –
· массагеты (походы Дария и Кира II, тиграхауда),
· савроматы (сарматы; сопостовимы с племенем сайрима из Авесты),
· аргиппеи - «живущие у подножия высоких гор», (юго-вост. Приуралье),
· аримаспы («стерегущие золото грифов»; сев-вос. Казахстана, Алтай),
· исседоны (за рекой Аракс, степи Центрального Казахстана),
· даи (известные современникам Александра Македонского) и др.
На территории Казахстана, на основании источников можно разместить на юге тигрохауда и даи, на западе – савроматов, в центре – исседонов, на северо-востоке – аримаспов.
Исторические сведения Геродота:
· VІ в. до н.э.. царица саков-массагетов Томирис воюет с персидским царем Киром
· 519-518 гг. до н.э. проигранная война персидского царя Дария І с саками;
· ІV в. до н.э. завоевательный поход Александра Македонского,
· Участие сакской конницы в персидских походах в Египет и Грецию (война с лидийским царем Крезом в VІ в. до н.э., битва при Гавгамелах І в. до н.э.).
· Союзы с Урарту и причерноморскими скифами против Фригии, Ассирией против Мидии в VІІ в. до н.э
Греческий историк Полиен:
· История сака Ширака в войне Дария I (518 г. до н.э.).
Бахистунская надпись царя Дария
· О правители тиграхауда Скунхе, взятого в плен.
Города: в источниках упоминаются столица саков - Чирик-Рабат (под Кызыл-Ордой), Бабиш-Молда (р. Жанадарья) с комплексом сельских поселений и развитой ирригационной сетью, небольшой укрепленный городок Баланды на р. Инкардарья. На архитектуру этих городов оказал влияние Хорезмский оазис.Александр Македонский хотел построить на Сырдарье была .Александрию-Эсхату (Александрия Крайняя).
Хозяйство: основное – кочевое скотоводство (лошади, верблюды, овцы), поливное земледелие, металлообработка и литье, ремесло (расцвет бронзовой индустрии). Страбон сообщает, что саки занимались искусственным отбором и скрещиванием местных пород (близкие к казахской степной породе) со среднеазиатскими. Строевые скакуны ценились очень высоко, были личной собственностью и их убивали на могиле воина.
Оружие:луки небольших размеров со стрелами, кинжалы колюще-рубящего действия (акинаки), длинные мечи, дротики, копья и боевые топоры (клевцы и чеканы). Доспехи воина – бронзовый шлем, небольшой щит и боевой пояс с прикрепленным колчаном для стрел. Основа армии – конное ополчение. Для дальних походов формировались подвижные конные отряды – гиммири.
Общество: военная демократия, важные вопросы решаются на народном собрании (участвовали и женщины). Общество делилось на 3 группы: воины (красный цвет), жрецы (белый цвет), общинники (желтый и синий цвета). Обожествление власти. Цари (греки называли их «басилевсами») выбирались из воинов. Они решали вопросы войны и мира. Источники говорят о царских сатрапах – наместниках в местности или племени. Частная собственность на скот, имущественное неравенство, военнопленные становились рабами, выполнявших домашнюю работу.
Торговля: с І тыс. до. н.э. - традиционные ярмарки, функционирует «Шелковый путь» (с Хуанхэ через Алтай, Казахстан и Черное море до греческих и этрусских земель), развита внутренняя торговля между Восточным Казахстаном и Семиречьем.
Культура: «звериный стиль» (изображение животных , зверей и мифических чудовищ) – носило декоративный характер. Образы животных изображали тотемных предков и служили оберегами и амулетами. Параллельно развивается орнамент: геометрический – треугольники, ромбы, квадраты, елочный, циркульный орнамент; растительный – бутоны и цветки лотоса, розетка, гирлянды вьющихся растений, трехлепестковые листья; символический – круг, спираль, крест (солнце), бегущая волна, S-образные фигуры; зооморфный – схематические изображения голов животных, степного орла, рога козлов, лосей, оленей, туров. Петроглифы – изображение разнообразных фигур животных, человека, часто – композиции (охота, бой, табуны, караваны).
Верования: единой веры не было. Саки поклонялись духу предков, семейно-родовым святыням и покровителям. Погребальный обряд – захоронение на спине в вытянутом положении, головой на север. Хоронили только на родовых кладбищах. Применяли мумификацию и бальзамирование. Культы почитания огня (очистительная сила, отгоняющая злых духов; красная краска), солнца (с ним связан культ небесного коня). Культ солнца, огня и домашнего очага подтверждают алтари-жертвенники. Анимизм – вера в существование души у вещей (у савроматов в захоронениях сломанные вещи). Тотемизм и магия – амулеты, талисманы, обереги. Представление о мире: подземный мир - земля – небесный мир. Боги – Митра, Сурья, Яма, Агни, Индира, Варуна. Геродот: «Единственный бог, которого они почитают, это - солнце. Ему приносят в жертву коней, полагая, что смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете. В своем письме главе Ахеминидской державы Киру Томирис называет солнце владыкой массагетов».
Памятники:
· Семиречье – Бесшатыр (р.Или, «царские курганы»), Иссыкский курган (диаметр – 60 м, высота – 6 м, «Алтын адам», серебряная чаша с 26 знаками, акинак в «зверином стиле»).
· Восточный Қазақстан – Берельский курган, для его возведения потребовалось 1000 м3 крупного камня (высота 5 м, диаметр – 30 м, глубина 5-7 м): на полу саркофаг из ствола лиственницы (диаметр 1 м), покрытый берестой и украшенный 4 бронзовыми птицами с расправленными крыльями. Северная половина – 16 (4*4) убитых для погребения лошадей. Семнадцатая – рядом с саркофагом.
· Тасмолинские курганы в Центральном Қазақстане – «курганы с усами», от большого кургана, в котором хоронили человека, усы – малый курган - были направлены на восток, в нем погребали лошадь и глиняный сосуд. Затем от малого на восток возводились каменные гряды (длина – 200-300 м, ширина – 1-2 м).
· Могильник Бесоба в Западном Казахстане – погребение жрицы. В северной половине ее захоронение с богатым набором ювелирных изделий, жертвенник на 3 ножках в виде волчьих голов; на южной – очаг прямоугольной формы с частями туши лошади. Сверху деревянная конструкция в виде шатра, покрытая кустарником и соломой, затем толстый слой земли (диаметр 38 м, высота 1,9 м).
Письменность:серебряная чаша с 26 знаками в Иссыкском кургане, надпись на дне миниатюрного каменного, ритуального сосуда (четыре знака и словоразделитель) усуньского времени, трехгранный камень на естественных плоскостях с тремя десятками знаков дотюркского периода. Алфавит науке не известен.
Быт:Была создана юрта.Гиппократ: «Повозки бывают самые маленькие, о четырех колесах. Другие шестиколесные, обтянуты войлоком; устраиваются кибитки, наподобие домов, двойные и тройные, и служат защитой от дождя и ветров... А в этих повозках живут женщины с детьми, а сами мужчины всегда верхом». Боевые и охотничьи колесницы – двухколесные. Геродот: «железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии». Одежда – высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем узкие штаны, обувь без каблуков.
ІІ. Усуни (усун)