Мировоззрение

Знания

Знания являются главным компонентом творчества, так как они представляют собой основной материал познания объективной реальности, через овладение которым развиваются чувства, эстетические ощущения, восприятия, мышление, память, воображение, мировоззрение, умения, навыки, методы творческой работы, мастерство.

Для художника знания — это материал жизни, всестороннее глубокое ее изучение, без чего невозможно создание произведений искусства. Познание жизни должно проходить у художника через его чувства. Без тесного, органического сочетания логического и чувственного познания невозможно успешно развивать образное мышление, а без него, в свою очередь, нельзя создавать художественные образы. Через чувственное познание жизни насыщается впечатлениями творческая мысль, воображение, фантазия художника. Именно познание жизни нужно иметь в виду, когда мы говорим о знаниях как компонентах творчества. Художник должен быть разносторонне образованным человеком, глубоко знать, жизнь. Кроме того, знания он должен «пропустить» через свои чувства и отобразить в обобщенном виде, в форме художественных образов.

В связи с пониманием знаний как важнейшего компонента творчества встает вопрос о путях, средствах и способах приобретения знаний творческой личностью.

Обогащенное значительным опытом жизни мышление художника поможет увидеть характерные, существенные стороны объективной реальности, обобщить все это и создать художественные образы, отражающие идеи данной эпохи.

Если же художник-профессионал отрывается от жизни, то творчество его может оказаться бесплодным.

Важное место в приобретении знаний художником занимают целенаправленные усилия по наблюдению жизни и ее изучению. Только накапливание впечатлений жизни без их исследования оставляет художника на полпути в творчестве. Изображения его могут быть живописными и конкретными, но останутся поверхностными и случайными, не несущими в себе глубоких, сильных образов. О настоящих творцах О. Бальзак говорил, что они «всегда изучали состояние атмосферы человеческих чувств». Изучение жизни — необходимейшая сторона творческой деятельности художника.

Для художника важным путем приобретения знаний, которые необходимы ему в творческой деятельности, является также изучение литературных источников различного характера. Изучение литературы по истории искусства позволяет узнать творчество мастеров различных эпох и школ, глубже познать закономерности изобразительного искусства.

Книги по технологии художественных материалов содержат необходимые рекомендации по применению красок, бумаги, холстов, кистей, разбавителей, веществ для грунтовки холстов, картона, гипса и т. д.

Различные архивные материалы, а также художественная литература дают богатый материал, на основе которого художник изучает отдельные темы из истории того или иного народа, определенные исторические события, особенности эпохи, быта и т. д. В художественной литературе художник может почерпнуть много интересного и о современной жизни общества, в котором он живет. В книгах отражается не только исторический опыт человечества, в них хранится всеобъемлющий опыт человеческой культуры. Это значительно обогащает творчество, помогает в становлении и развитии духовного мира и таланта художника.

 

 

Мировоззрение художника является важнейшим компонентом творчества. Оно определяет идейное направление всей деятельности, характер художественного отражения объективной реальности.

В современном мире идет острая борьба коммунистического и буржуазного мировоззрений.

Поскольку мировоззрение связано с идейной, содержательной и художественной сторонами творчества, то, естественно, оно влияет на характер художественного метода.

Художественный метод, по мнению многих теоретиков искусства, выступает также как один из компонентов творчества.