Художественный талант

Художественный талант является одним из основных индивидуально-психологических свойств личности и выступает как большая активная сила художественного творчества.

Художественный талант с точки зрения психологии представляет собой особенно благоприятное сочетание и взаимодействие способностей, получивших высокое развитие в процессе обучения и воспитания, обеспечивающих успешность художественной творческой деятельности. Конечно, художественный талант, как большая, активная сила творчества, предполагает обязательно и высокую развитость других сил творчества, о которых сказано выше. Без сильной развитости, например, памяти, чувств, воображения, мышления, очевидно, невозможно сильное развитие таланта.

Талант художника не является врожденным, так как способности не даются человеку с момента рождения в готовом виде, не передаются по наследству. «Человек рождается с задатками (природными предпосылками развития способностей), которые представляют собой врожденные анатомо- и психофизиологические особенности организма». Задатки являются той основой, без которой немыслимо развитие способностей.

Но способности могут формироваться и развиваться только при наличии благоприятных условий (общественная среда, активная деятельность, здоровье человека).

Художественный талант, как было сказано, — это сочетание и взаимодействие всех способностей к изобразительной деятельности, в том числе таких основных, как творческое художественное воображение и мышление, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение в разработке художественного образа, создание оригинальной композиции; зрительная память, способствующая созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающая успешной трансформации их в художественный образ; эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов; а также такие вспомогательные способности, как свойства зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов и сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи. Каждая способность в отдельности — это еще не талант. Например, если у художника развито одно воображение, а мышление и память — нет, к тому же он ленив и безволен, он не сможет добиться чего-либо значительного в искусстве. Художественный талант обязательно предполагает любовь к искусству, которая иногда проявляется с раннего детства в форме интереса к искусству, постоянной потребности творить. Вспомним раннее проявление таланта у И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова и целого ряда других известных художников. Но нередко талант может обнаружиться лишь в зрелом возрасте.

Более качественно высоким уровнем художественного дарования человека является гениальность. Понятием гениальности в художественном творчестве определяется исключительно благоприятное сочетание талантов, которое позволяет художнику создавать произведения, опережающие искусство современной ему исторической эпохи и имеющие мировое значение.