Комментарии
Имена
Основы записи программ
Схема простой программы
Схема условной простой C++-программы, которая содержит ввод или вывод информации, такова:
#include <iostream.h>
...
int main()
{
объявление переменных
оператор 1
оператор 2
...
оператор N
return 0;
}
Исполняемая часть программы, предписывающая компьютеру выполнение требуемых действий, состоит из одной или нескольких функций – именованных последовательностей команд (инструкций, операторов). main – это имя главной функции программы. Выполнение программы всегда начинается с первого оператора функции main, поэтому если в программе только одна функция, то это функция main. У каждой функции есть имя (в данном случае – main), после него в круглых скобках перечисляются аргументы (формальные параметры) функции (в данном случае у функции main нет параметров).
В качестве результата своей работы функция может возвращать некоторое значение. Тип возвращаемого значения (результата) указывается перед именем функции (в приведенном примере это int – обозначение целочисленного результата). Значение функции возвращается оператором return (в приведенном примере возвращается значение 0).
Функция может выполнять некоторые действия и не возвращать никакого значения. В таких случаях перед именем функции ставится ключевое слово void.
В фигурных скобках записывается тело функции – действия, которые выполняет данная функция.
Программа вводит, обрабатывает, выводит информацию. Ввод и вывод информации в C++ осуществляется с помощью специальных средств (стандартных функций, операций), описание которых содержится во внешних файлах заголовков. Для того, чтобы воспользоваться этими средствами, необходимо подключить к программе соответствующие файлы заголовков посредством директивы препроцессору вида
#include файл
(в данной схеме подключается файл iostream.h, подключаемых файлов-заголовков может быть несколько).
Для записи программ используются большие и маленькие латинские буквы, цифры, пробельные символы (пробел и символ табуляции), ряд специальных символов, например, +, -, точка с запятой, символ подчеркивания. Знаки других алфавитов, в том числе русского, можно использовать в комментариях, а также в символьных и строковых константах.
Для обозначения (идентификации) элементов программы используются имена (идентификаторы).
Идентификатор в языке C++ – это последовательность знаков, начинающаяся с буквы или знака подчеркивания. В идентификаторах можно использовать заглавные и строчные латинские буквы, цифры и знак подчеркивания. Длина идентификаторов произвольна. Пробелы внутри идентификаторов не допускаются. Примеры правильных идентификаторов:
abc aBc A12 NameOfPerson ARRAY_SIZE _something
Заглавные и строчные в C++ буквы различаются, то есть abc и aBc – два разных идентификатора.
Кроме инструкций компьютеру, в текст программы можно вставлять комментарии – пояснения, предназначенные для человека, который будет читать эту программу. Содержание комментариев не анализируется компилятором, не влияет на выполнение программы и служит лишь для пояснений.
В C++ есть два вида комментариев. Во-первых, комментарием является любой текст, начиная с двух наклонных черт и до конца строки. Во-вторых, комментарием также является любой текст, заключенный между символами /* и */ (такой комментарий может располагаться на нескольких строках). Пример возможного расположения комментариев в программе:
// комментарий
фрагмент программы // комментарий
фрагмент программы
/*
комментарий
*/
фрагмент программы /* комментарий */ фрагмент программы