Психоневрозы

1. Невроз навязчивых состояний.Отличаетсяпреобладанием в клинической картине разнообразных навязчивых состояний, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих вопреки желанию больного. Невроз навязчивых состояний условно делят на невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешенные навязчивости. У детей при фобическом неврозе появляется страх смерти, страх закрытых помещений, страх подавиться едой, страх устного ответа в школе… затяжное течение невроза навязчивых состояний, как правило ведет к невротическому развитию личности с формированием таких патологических черт характера как тревожность, мнительность, склонность к сомнениям, опасениям.

2. Неврастения.Синдром нервного истощения, или астенический невроз, развивается в результате действия хронической психотравмирующей ситуации, чрезмерной требовательности родителей, лишних ограничений.

Возникновению неврастении способствует: интеллектуальная перегрузка, общая ослабленность, связанная с частыми заболеваниями, психотравмирующая ситуация.

Основной симптом заболевания – несдержанность, частые приступы гнева повышенная раздражительность с переходом к плачу, быстрая утомляемость, повышенная чувствительность ко всем раздражителям физического и психического порядка. Неврастению можно охарактеризовать как «раздражительная слабость». У таких детей снижен аппетит, сон поверхностный, они жалуются на головную боль. Отмечаются склонность к обморокам и повышенный рвотный рефлекс. Неврастения может сочетаться со страхами, опасениями, чувством тревоги.

3. Истерический невроз – это психогенное заболевание, характеризующееся разнообразными расстройствами нервного уровня. Возникает у инфантильных, истероиднях личностей со слабой психической адаптацией.

Истерический невроз возникает как реакция на стресс, тяжелое переживание, ущемление самолюбия, невозможность достичь желаемого. В ответ на психотравмирующую ситуацию истерик вместо принятия конструктивного решения выражает свое бессилие в виде паники, крика, слез. Для достижения цели (привлечь к себе внимание) истерики не брезгуют никакими средствами.

Ребенок падает на пол, проявляет признаки возбуждения и отчаяния: бьется, стонет, кричит, рвет па себе одежду, колотится головой, руками и ногами, выгибает спину дугой, придумывает себе болезни – «бегство в болезнь». Симптомы завися от личности и ситуации.

4. Депрессивный невроз. В клинической картине ведущее место занимает депрессивный сдвиг настроения. Причина невроза психотравмирующая ситуация (болезнь, смерть, развод родителей, длительная разлука с ними, сиротство, воспитание ребенка по типу «золушки»…). У таких детей подавленное настроение, грустное выражение лица, бедная мимика, тихая речь, плаксивость, обидчивость, замедленные движения, стремление к одиночеству. У такого ребенка занижена самооценка, нарушен аппетит, он страдает бессонницей.