КОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы.

1) Многопартийные конкурентные системы обычно характеризуются следующими чертами:

-каждая политическая партия должна иметь четкую позицию по основным вопросам, которая отграничивает ее от других политических партий;

-такая система более типична для парламентской формы правления;

-чаще всего при такой партийной системе одна партия не в состоянии победить на парламентских выборах и поэтому вынуждена идти на компромисс с другими политическими партиями;

-многие политологи считают, что укреплению многопартийной системы способствует пропорциональная избирательная система (в частности, законы Дюверже гласят, что пропорциональная избирательная система с низким барьером прохождения в парламент способствует формированию многопартийной системы, а пропорциональная система с высоким электоральным барьером способствует складыванию системы «двух с половиной партий»)

Во многих странах мира многопартийная система является господствующей. Количество партий здесь может колебаться от 3-4 до нескольких десятков.

У многопартийной системы в силу перечисленных черт имеется ряд вполне очевидных достоинств и недостатков:

«+»многопартийная система создает основы для полицентризма власти;

«+» у граждан большие возможности выбора между программами;

В целом такая система удобна для тех стран, где устоялись партии, электорат, отношения между партиями (Франция, Италия, Испания).

«-»многопартийная система хуже выполняет функцию агрегирования (обобщения) интересов. Наличие многих политических партий приводит к тому, что они начинают ориентироваться на отдельные группы граждан и сужают круг требований для получения их поддержки этими группами.

«-» избиратель, голосуя за такую партию, часто не знает, за что именно он голосует в конечном итоге, так как небольшие партии вступают в коалиции в представительном органе, он голосует как бы за «полуфабрикат» программы;

«-» многопартийность нередко ведет к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опереться правительство. Часто формируются коалиционные правительства, где возникают конфликты (например, в Италии, где существует такая система, порой менялось до 4-5 правительств в год, и сейчас выборы бывают довольно часто).

«-»неумеренная многопартийность не способствует интеграции общества, поскольку партии порой представляют несовместимые даже по основным ценностям программы.

1а) Умеренная многопартийность характеризуется тем, что в государстве существует большое количество партий, но они склонны заключать между собой долговременные союзы, которые выступают в качестве субъектов партийной борьбы. Классическим примером здесь может служить Франция, где традиционно существует блок левых и блок правых.

2) Двухпартийная система.

О ее существовании можно говорить, когда в стране существует две крупных партии, каждая из которых имеет шанс завоевать большинство на выборах. Классический пример – США (американцы утверждают, что это самая стабильная система). Двухпартийность не означает, что существуют только две партии. Не исключается возможность существования ряда нескольких мелких партий. Проигравшая на выборах партия переходит в оппозицию. При двухпартийной системе эти две партии, как правило, сменяют друг друга у власти, но при этом не происходит изменения политической системы, что очень важно для стабильного развития общества. Примеры стран с двухпартийной системой - США и Великобритания. Однако в стране с двухпартийной системой существуют еще и другие политические партии, которые в период выборов могут поддержать ту или иную крупную политическую партию, способствуя второй добиться политической власти. Так бывает, например, в ФРГ, где небольшая Свободно-демократическая партия заключает союз то с левой СДПГ, то с правой ХДС/ХСС.

Французский политолог Ж. Шарло предложил выделять совершеннуюинесовершенную двухпартийность.

Совершенной двухпартийностью он считает такую партийную систему, при которой две политические партии в сумме собирают более 90% голосов на выборах (такая система существует в Великобритании).

Несовершенная двухпартийность – это так называемая «система двух с половиной партий», когда две ведущие партии собирают на выборах менее 90% голосов), поэтому победа зависит от третьей более мелкой партии (от того, к кому она примкнет). (Например, ХДС – ХСС в Германии и СДПГ как третья партия).

Положительными сторонами данной системы является то, что:

- двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов граждан. Чтобы завоевать большинство, каждая партия уже не может ориентироваться на узкие социальные слои, в программы включаются весьма обобщенные требования, поэтому различия в них сглаживаются;
- избиратель тут голосует не за «полуфабрикат», а за готовый и вполне конкретный продукт;
- двухпартийность гарантирует большую стабильность, чем многопартийная система;
- двухпартийная система, как правило, ориентирует общество на одни и те же ценности (поскольку каждая партия стремится консолидировать под своим знаменем все общество), тем самым происходит интеграция социума, сближаются позиции различных социальных групп.

 

К отрицательным сторонам можно отнести следующее:

- при двухпартийной системе в своей агитации партии нередко делают акцент на критике оппонента, а не на содержательной части программы;
- большое внимание уделяется театрализованной, внешней стороне политики;
- отсутствие серьезных различий в программе партий, претендующих на охват всего общества, снижает возможность выбора для граждан;
- некоторые интересы граждан периодически вообще не защищаются.

Кроме того, в деятельности партии (при двухпартийной системе) большое внимание уделяется на критику противников, а не на конструктивные предложения. Избирательные кампании проводятся против «чего- то» и избиратели голосуют против «кого-то». При двухпартийной системе перестает существовать политический центр. Если, к примеру, появляется вторая «левая» партия, то она становится конкурентом первой «левой», что выгодно для «правой» партии.