Программы для обработки цифрового звука. CoolEdit, Cakewalk Sonar, Gigasapler.
Cool Edit - один из самых замечательных звуковых редакторов. Выполняет все необходимые функции редактирования и сведения аудио. Обладает очень удобной навигацией и интерфейсом. Позволяет сводить аудио на 128 дорожках с применением риал-тайм эффектов, обладает прекрасным и удобным инструментарием для редактирования и конвертирования аудио, более 40 аудио эффектов, включая: Echo, Reverb, Flanging, Chorusing, Compression, Limiting, Equalization, Noise Reduction, Click & Pop Reduction, Clip Restoration; обработка звука в реальном времени; поддержка большого числа аудио форматов; встроенный audio CD риппер; тон-генератор; анализатор спектра и фазы; научные фильтры; представление аудио в виде спектра и осциллограммы; управление через MIDI и синхронизация; undo, возможность "рисования" сигнала и многое другое; пакетный режим конвертирования аудио; работа с файлами до 192 KHz / 32 bit.
Cakewalk Sonar 7 - дверь в мир профессиональной музыки. Вы хотите научиться писать качественную электронную музыку? Или быть может Вы хотите достичь новых высот, используя новейшие программные продукты? Какие бы цели Вы не ставили, Cakewalk Sonar - отличное решение как для новичка, так и для профессионала. Каждый музыкант, использующий компьютер в своем творчестве, наверняка слышал о Cakewalk Sonar. Это цифровая звуковая рабочая станция, с помощью который Вы можете создать, отредактировать и опубликовать музыкальное произведение практически любой сложности. Не будем останавливаться на технических характеристиках Sonar, а лучше сразу посмотрим его в действии. Скачиваем и запускаем седьмую, последнюю на момент написания статьи, версию. Сразу же после установки Sonar предлагает протестировать оборудование компьютера. Я рекомендую пройти тест. Далее система предлагает настроить миди-контроллеры. Так как миди-клавиатуры у меня нет, я пропустил этот шаг. И наконец мы попадаем к диалогу создания нового проекта, где можно выбрать его шаблон, название, папку для размещения и др. Я выбрал стандартный шаблон. Нажимаем «ОК» и – вот оно! – перед нами открывается вся мощь Cakewalk Sonar: Интерфейс программы стал больше напоминать Streinberg Cubase, нежели предыдущие версии Sonar. Возможно это и к лучшему – программа осваивается буквально за 5 минут. Пусть Вас не смущает обилие значков на панели инструментов, основные из них это Track View (перейти к дорожкам), Piano Roll View (нотный редактор), Console View (по сути это основной микшер), Synth Rack («рэковая стойка» виртуальных синтезаторов): Итак, приступим к созданию трека! Для начала импортируем в проект какой-нибудь сэмпл (я просто перетащил .wav файл в поле аудиодорожки Audio 1): Теперь можем нажать на клавиатуре пробел и услышать наш сэмпл. Очень часто требуется воспроизвести его много раз (например, в случае бас-бочки), поэтому можно скопировать сэмпл в следующий бит (можно просто перетащить его с зажатой клавишей Ctrl). Признаюсь, вначале не мог найти параметры снэппинга (другое название – квантизация). А прятались они здесь: Для удобства прослушивания часто требуется создать петлю (loop), чтобы зациклить воспроизведение определенного фрагмента трека. На скриншоте вверху видно меню Loop – там и находятся параметры петли. Продолжаем создание композиции. Добавили один сэмпл, два… Кончились дорожки? Sonar поддерживает неограниченное число как миди, так и аудио треков. Для добавления просто кликните на самом левом значке на панели инструментов.
Все, сделать партию ударных для нас теперь не составит труда. Конечно, «сухой» звук сэмплов мало кого устраивает. Для добавления аудиоэффектов я предпочитаю использовать мощный механизм шин (buses). Остановимся на этом подробнее. Открываем Консоль (Console View) и попадаем в основной микшер. Ощущение схожести с Cubase здесь становится особенно острым. Набор функций, кнопок, даже их расположение – все это напоминает продукт компании Streinberg. Ну да ладно, движемся дальше. Чтобы отправить (send) аудиосигнал дорожки на шину, вначале необходимо создать эту самую шину. Делается это так: находясь в Консоли в свойствах трека кликаем по меню Effect Send 1 и выбираем New Stereo Bus. Чуть ниже находятся параметры сенда: уровень звука, баланс, фейд (т.е. затухание звука основной дорожки при увеличении громкости шины) и кнопка выключения сенда: После этого справа появится новая шина (Bus 4, если это первое добавление), а выход дорожки автоматически изменится. Рекомендую сразу же (чтобы не запутаться) поменять название шины, я лично предпочитаю использовать имена шин, соответствующие содержащимся в них эффектам. Итак, шина добавлена. Теперь повесим на нее эффект. Делается это просто: Отлично, теперь благодаря эффектам мы можем получить сочный, качественный звук. Но ведь чего-то не хватает… Верно! Не хватает виртуальных синтезаторов – основы электронной музыки. Закроем консоль и нажмем на значок Synth Rack (вспоминаем про панель инструментов). Здесь мы можем добавить DXi-плагины, в частности синтезаторы, а также ReWire устройства (например, для связки с Reason’ом). Выберем какой-нибудь синтезатор (для редактирования его настроек просто кликните на нем два раза, находясь в Synth Rack). Все миди-дорожки автоматически изменят параметры выхода на этот синтезатор. Как видим, все стандартно для программ подобного класса – виртуальный синтезатор получает миди-события на вход. А источником этих событий служит либо миди-контроллер, либо миди-дорожка: (На скриншоте стрелками указаны важные элементы интерфейса – выход миди-дорожки и режим PRV Mode, облегчающий редактирование миди-событий). К сожалению, демо-версия программы не позволила оценить всю мощь Sonar. Однако стандартный синтезатор Psyn II, поставляемый в комплекте, выдает весьма неплохой звук (хотя конечно уступает монстрам DXi мира вроде Z3TA). Итак, все готово для создания качественной композиции. Но что делать, когда она будет готова? Как представить ее публике? Сделать это можно по-разному: экспортировать трек в какой-либо аудиоформат (меню File -> Export -> Audio), записать аудиодиск прямо из Sonar, либо воспользоваться уникальным инструментом Cakewalk Publisher (находятся в меню Tools): Какие впечатления оставляет Cakewalk Sonar? Мощный продукт для создания качественной электронной музыки. Удобный, простой в использовании, обладающий широкими возможностями и в то же время не перегруженный лишними, ненужными функциями. Вместе с полной версией поставляется огромное количество всевозможных плагинов, синтезаторов, сэмплов и эффектов – все это делает Sonar превосходным инструментом для создания музыки, который подойдет как новичкам, так и профессионалам.
GigaSampler: Разработчик — Nemesys. Революционная в своем роде программа, наделавшая своим появлением много шума. MIDI-синтезатор реального времени, не требующий полного размещения семплов в ОЗУ — считывание с диска (жесткого, магнитооптического, CD) происходит прямо в процессе проигрывания, что снимает все ограничения на объем инструментов, кроме объема самих дисков (объем одного семпла в инструменте ограничен 4 Гбайт из-за 32-разрядной сетки). Требует Pentium-166 MMX, 32 Мбайт памяти и жеский диск со временем доступа не более 10 мс. Вывод звука возможен только через аудиопорты с интерфейсом DirectSound. Для достижения наилучших результатов выпущена спецификация GigaSampler Interface (GSIF) — программного интерфейса с аудиопортом, через который GigaSampler обеспечивает минимальные задержки. Этот интерфейс уже реализован в драйверах карт Aardvark Aark, Soundscape Mixtreme, Echo Darla/Gina/Layla, EgoSys WaveTermital, Frontier Dakota. Благодаря снятию ограничений на объем инструментов и их банков большое внимание уделено схеме отображения отдельных семплов на клавиатуру и уровни интенсивности (sample map). Рекомендуется метод построения инструмента без масштабирования высот семплов, то есть по отдельному семплу на каждую клавишу. Вдобавок введено понятие измерений (dimensions) — своеобразной координатной сетки из пяти различных контроллеров, совокупность значений которых как бы выбирает нужный семпл в пятимерном пространстве. Такая система введена для поддержки инструментов, на которых играют разными способами. Большие объемы звучаний располагают к тому, чтобы образцы записывались полностью, без искусственного зацикливания и формирования фаз атаки-затухания методом амплитудной модуляции. Инструмент создается из семплов традиционным путем — раскладкой по клавиатурным зонам (regions), интенсивности и измерениям, а также наслоением друг на друга. Здесь имеются традиционные для аппаратных самплеров средства — частотная и амплитудная модуляция посредством огибающих (два генератора) и LFO (один генератор), фильтрование (срез, полоса, пробка, резонанс). Звук выводится в 16-, 20- и 24-разрядном формате с частотами дискретизации 32, 44,1 и 48 кГц. Поддерживается до 16 выводных аудиоканалов, между которыми заданным образом распределены входные MIDI-каналы. Есть функция прямой записи звука на диск (Capture). В комплект входят редакторы семплов (волновых форм и циклов в них) и банков инструментов, а также преобразователь инструментов из формата Akai S1000/S3000, способный считывать «родные» компакт-диски от семплеров Akai. Надо сказать, что вокруг GigaSampler с момента его появления создался совершенно нездоровый ажиотаж — его слишком часто считают чуть ли не панацеей ото всех бед. На мой взгляд, это — лишь одна из возможных альтернатив, весьма помпезно поданный продукт нынешней гигантомании. Характерно, что ситуация очень сильно напоминает время расцвета трекеров на Gravis Ultrasound...