Новокрестьянские поэты

Ярким явлением серебряного века была новокрестьянская поэзия. Крестьянская тема в русской литературе имеет глубокие, еще фольклорные традиции. Всплеск интереса к этой теме в свое время вызвал к жизни поэта Некрасова, талантливые произведения народных поэтов Кольцова, Никитина, Сурикова. В центре творчества «крестьянских поэтов» в основном был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье.

Новокрестьянские поэты, выходцы из деревни: Николай Клюев (1884-1937), Сергей Есенин (1885-1925), Сергей Клычков (1889-1937), Александр Ширяевец (1887-1924), Петр Орешин (1887-1938) – пришли в поэзию совсем с другими темами, идеями, интонациями, мелодиями. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга, сдружились. Однако совместных манифестов, деклараций, как у поэтов других направлений, они не выпустили. Сергей Городецкий (акмеист) предпринял попытку создать группу «Крыса», в которую должны были войти Есенин, Клюев, Клычков, Ширяевец, писатель Алексей Ремизов и художник Николай Рерих. Группа быстро распалась, но сам факт попытки такого объединения говорит о серьезном и внимательном отношении современников к новокрестьянской поэзии.

Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были уничтожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории русской литературы.

 

 

Тема Великой Отечественной войны в литературе 60-80-хгг.

Чем больше времени проходит, тем суровее, правдивее, беспощаднее наша литература отражает минувшую войну, ее кровь, грязь, боль, голод, жестокость.

И если в период войны и послевоенные годы в условиях жесткой идеологии литературу отличал напыщенный героизм, то в последующие десятилетия появились произведения, в которых война показана как страшная трагедия народа, который в неимоверных условиях на фронте и в тылу ковал победу над врагом. В этот период задачей военной прозы становится показ всей правды о войне. Произведения о войне поднимают серьезные нравственные, философские, психологические проблемы: смысл человеческой жизни, цена победы, цена подвига, истинного героизма и патриотизма, взаимоотношения личности и власти, проблема нравственного выбора и др.

Военная проза в 60-80-е годы становится многотемной: судьба русского человека на войне, тема фашистского плена, блокадная тема, война партизанская, судьба женщины на войне, тема военного детства, война в тылу, любовь и война и т.д.

В изображении войны намечаются два основных направления: масштабный и локальный. Масштабный - стремление показать общую картину войны, раскрыть судьбу отдельной личности в соединении с судьбой страны. Локальный подход - это исследование в мельчайших подробностях психологии, внутреннего мира человека, оказавшегося в сложных исторических условиях.

Тема Великой Отечественной войны отражена в творчестве многих писателей изучаемого периода: Виктора Некрасова («В окопах Сталинграда»), Константина Воробьева («Убиты под Москвой»), Бориса Васильева ( «А зори здесь тихие»), Юрия Бондарева («Горячий снег»), Василия Быкова ( «Доживем до рассвета»), Анатолия Приставкина («Ночевала тучка золотая») и многих других авторов.

( анализ произведения на выбор студента)