Государственное и муниципальное управление как отрасль знаний и учебная дисциплина

Тема 1. Предмет и задачи курса

Лекция 1.

Учебно-методические материалы лекционного курса

Тема №15.

Природоохранные постановления.

Конституционные основы природопользования.

Конституция РФ (12.12.93.)

 

Законодательные основы природопользования окружающей среды и охрана окружающей среды.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (19.12.91.)

Федеральный закон «О недрах» (08.02.95.)

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах» (23.02.95.)

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (14.03.95.)

Федеральный закон «О животном мире» (24.04.95.)

Водный кодекс РФ (16.11.95.)

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (21.11 95.)

Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (21.12.94.)

Закон РФ «О защите прав потребителей» (09.01.96.)

Закон РФ «О стандартизации» (10.06.93.)

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (12.06.93.)

Закон РФ «О градостройстве в РФ» (14.07 92.)

 

Законодательные акты РСФСР в составе природоохранного законодательства РФ.

Земельный кодекс РСФСР (25.04.91.)

Закон РСФСР «О санитарно0эпидемиоэкологическом благополучии населения» (19.04.91.)

 

1. Государственное и муниципальное управление как отрасль знаний и учебная дисциплина

2. Государство в современном обществе

3. Признаки государства

4. Предмет ведения, цели и задачи современного государства

5. Междисциплинарный характер анализа социально-экономических процессов, связанных с управлением на государственном и муниципальном уровнях

6. Основные методологические подходы к исследованию государственного и муниципального управления

 

 

Публичная власть в любом современном обществе представлена, как известно, исполнительной, законодательной (представительной) и судебной властью. Для осуществления этой власти создается государство, в составе которого, как правило, формируется местная власть, или муниципальная власть.

Публичная власть представлена государством и муниципальным органом власти. Осуществляется публичная власть при использовании законодательно утвержденных административно-правовых и экономических методов и способов регулирования деятельности самостоятельных хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.

Сфера человеческой деятельности по использованию возможностей публичной власти осуществлять регулирование социально-экономических процессов на подведомственной территории получила название государственного и муниципального управления

 

Соответственно совокупность упорядоченных представлений и непротиворечивых утверждений об этой сфере деятельности, закономерности ее функционирования и развития с учетом отечественного и мирового опыта и составляет отрасль знаний о государственном и муниципальном управлением. Иными словами, государственное и муниципальное управление как отрасль знаний характеризуется наличием упорядоченных представлений и непротиворечивых утверждений о существовании сферы человеческой деятельности по использованию возможностей публичной власти, представленной государством или муниципальным органом, осуществлять регулирование социально-экономических процессов на подведомственной территории, используя законодательно утвержденные способы и административно-правовые и экономические методы.

Систематизированное изложение основных принципов государственного и муниципального управления с учетом отечественного и мирового опыта их реализации, последовательно выстроенное от простого к сложному с учетом основных категорий и понятий, предусмотренных Государственным образовательным стандартом 080504 «Государственное и муниципальное управление», составляет учебную дисциплину государственного и муниципального управления.

Таким образом, важно понимать различие государственного и муниципального управления как отрасли знаний и как учебной дисциплины. Первое своей задачей имеет приращение знаний о повышении эффективности и результативности управления социально-экономическими процессами в государстве, в т.ч. в разрезе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом специфики и разграничения сферы компетенций, а второе – качественную подготовку профессионального специалиста в области ГМУ.

В качестве области профессиональной деятельности будущего специалиста стандарт определяет - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

При этом объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Специалист, подготовленный по данной специальности, согласно требованиям стандарта должен быть готов к следующим видам деятельности:

· обеспечение эффективного управления подведомственной территорией, в т.ч. при помощи косвенных рычагов управление различными организациями и производствами;

· участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления,

· совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Поскольку основным содержанием деятельности государственных и муниципальных органов является управление на подведомственной территории, то в рамках государственного и муниципального управления необходимо знание и общих принципов, методов и закономерностей управления в целом, включая: «планирование индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, мотивации сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления», представительство организации и ее внешних интересов среди других органов муниципальной и региональной власти.

Иными словами, деятельность специалиста охватывает управленческие, организационные, экономические, планово-финансовые, маркетинговые, методические и информационно-аналитические аспекты.

Однако прежде всего государственное и муниципальное управление предполагает знание закономерностей социально-экономического развития на подведомственной территории с тем, чтобы управление этим процессом было наиболее результативным для населения, проживающего на этой территории. Также это знание необходимо для ускоренного социально-экономического развития территории в условиях обостряющейся региональной конкуренции между различными регионами по поводу получения прямых инвестиций, привлечения высокопрофессиональных кадров, привлечения денежных и финансовых потоков.

Поэтому специалист, подготовленный по данной специальности согласно требованиям указанного государственного образовательного стандарта, должен быть готов осуществлять не только чисто управленческие виды деятельности, но и быть подготовленным к следующим видам деятельности:

· организация исследования и диагностики социально-экономических и организационно-управленческих проблем, складывающихся на подведомственной территории;

· разработка прогнозов социально-экономического развития территориальной системы и возможных сценариев их реализации;

· организация мер для достижения поставленных целей, включая не только возможности государственных или муниципальных ресурсов, но и заинтересованность частного бизнеса в реализации проектов, составляющих совместную заинтересованность власти и предпринимательского сектора. В частности, речь идет о популярной форме сотрудничества власти и бизнеса, получившего названия в зависимости, кто из субъектов стоит со стороны публичной власти, – муниципально-частного партнерства (МЧП) или государственно-частного партнерства (ГЧП);

· эффективное управление государственной/муниципальной собственности для решения ключевых задач социально-экономического развития подведомственной территории.

Таким образом, в задачи курса «Государственное и муниципальное управление» как учебной дисциплины входит освоение учебного материала, позволяющего после прохождения курса осуществлять перечисленные виды деятельности наиболее результативно.

Теория государственного и муниципального управления представляет собой определенный синтез знаний, накопленный зарубежными и отечественными исследователями, а также практиками, где доминирующим аспектом выступает анализ проблем организации и функционирования государственного управления и местного самоуправления.