Отражение как атрибут материи.

Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменении. Каждый из взаимодействующих объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный «след» в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия.

Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.

Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение одного материального образования в особенностях другого. Вместе с тем следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные процессы отражения всегда предполагают материальные взаимодействия и, наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения. Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из этих, предпосылок является положение о том, что любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных уровнях развития. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования сознательной деятельности. Сознание может возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая форма психической деятельности, связанная с трудом и речью.

 

 

Тема № 19. Диалектика как учение о всеобщем развитии и всеобщих связях.

Предмет и структура диалектики. Её исторические формы.Диалектика (первоначально) - спор, столкновение противоположных мнений, в результате которого возникает истина.

Диалектика (диалектический материализм) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В структуре диалектики выделяют следующие разделы: - Общий характер диалектики как науки. - Основные принципы диалектики. - Основные законы диалектики. - Некоторые категории диалектики. В этом плане диалектика - наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии. Диалектика имеет второй план (уровень построения). Здесь диалектика - описание единого процесса развития материи, составленного последовательностью основных форм материи. Это конкретно всеобщая теория развития, опирающаяся на всеобщую теорию диалектики, и объединяющая реальные ступени развития мира и исследование сущности. Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, то есть, присуща бесконечному миру. Диалектика (по Энгельсу) выступает в двух формах: Объективная диалектика - диалектика развития объективного мира, то есть природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика - диалектика развития субъективного мира (человеческого мышления). Субъективная диалектика - отображение объективной, причём всегда неполное (абсолютное совпадение возможно только при абсолютно полном познании мира). В субъективной диалектике различают: - диалектику логического мышления; - диалектику познания в целом. В этом плане диалектика выступает в трёх формах: объективная диалектика, логика и теория познания. Диалектика как философская наука в целом выступает в качестве теории, то есть объяснение развития в природе, обществе и мышлении, и метода (способа), подхода к познанию и изменению мира. 1) Стихийная диалектика древних (субъективная диалектика - Платон, Сократ, Аристотель). Гераклит: представил космос (огонь) в виде процесса противоречия. Такая диалектика является основой бытия, существования вещей (объективная диалектика). 2) Идеалистическая диалектика Гегеля: движение через порождение категорий, которые связаны друг с другом. Идеалистическое отрицание - отрицание как таковое, удержание всего положительного, рационального, умножение того, что было. 3) Материалистическая диалектика Маркса (диалектика - органичная внутренняя часть материализма). Диалектика - наука о всеобщей связи. Две вещи связаны, если применение одной вызывает применение другой. Метафизика - движение отрицается (движение стрелы). Недооценка качественных превращений, сведение их к количественным. Сведение развития к круговороту: всё изменяется, но через определённые интервалы, одним и тем же образом. Сущность неизменна. Метафизика отрицает противоречие (которое является источником развития).

Принцип всеобщей связи. Понятие законов и закономерности. Основные категории принципа.С позиций диалектики мир - единое целое, пронизанное всеобщей связью. Принцип всеобщей связи - составной элемент признака материального единства мира, который скрыто содержит в себе идею всеобщей связи. Всеобщая связь - связь любого единичного с любым другим единичным. И в то же время она - связь любого единичного, конечного, частного со всеобщим, бесконечным, целым. Понятие всеобщей связи включает понятие бесконечности, относится к бесконечному миру. Существует бесконечное количество форм всеобщей связи, любая философская категория, так или иначе, отражает какую-либо всеобщую связь. Но существуют категории, специально отображающие формы всеобщей связи и непосредственные и опосредованные, внешние и внутренние, необходимые и случайные, причинно-следственные, возможные и действительные. Непосредственные связи - прямые связи между вещами, явлениями, процессами, связи без опосредующих звеньев. Число непосредственных связей всегда ограничено. Опосредованные связи имеют бесконечный характер: опосредованно любая вещь связанна с каждой. Внутренние связи - связи между внутренними элементами вещей, явлений, процессов. Являются ведущими, определяющими. Внешние - связи между вещами, явлениями. Деление на внутренние и внешние связи относительно. Для бесконечной материи все связи внутренние. Закон - одна из наиболее важных форм связи. Понятие закона - одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса. Признаки закона: 1) закон - повторяющаяся связь; 2) закон - внутренняя существенная связь; 3) закон - будучи стороной сущности - необходимая связь, действует в определённом круге явлений с необходимостью. Различают: 1) Объективные законы - законы объективного мира и законы духовного субъективного мира. 2) Законы общества и природы. Законы общества - законы деятельности людей, обладающих сознанием и осуществляющих свою деятельность при участии сознания. 3) Динамические (для них характерна строгая последовательность событий, в которой предыдущее однозначно определяет последующее) и вероятностные (связаны с таким аспектом реальности, в котором последняя выступает в виде бесконечных событий). Закономерность выражает тот факт, что явления подчинены определённым законам, т.е. протекают закономерно, осуществляются по мерам законов. Закономерности - регулирующие связи, по своей роли, приближающиеся к законам, но не имеющие столь широкий характер.

Категория всеобщей связи характеризует универсальные, структурные связи и связи детерминации. Основными категориями, характеризующими универсальные связи бытия можно выделить такие, как единичное и общее, явление и сущность. Единичноеэто признак предмета, находящийся в отношении несходства к признакам всех предметов определенного, фиксированного класса. Общее- это единое во многом или объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущностьэто внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние, непосредственно данные формы его выражения.

Основными категориями, характеризующими структурные связи являются: часть и целое, форма и содержание, элемент и структура. Под частямипонимают такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Необходимо отметить, что не всегда целое есть простая сумма его частей.

Содержание это определяющая сторона целого, оно представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Форма есть способ существования и выражения содержания. Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Структура - относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого. Элемент и структура составные части системы. Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

Связи детерминации. Причина - следствие, случайность - необходимость, возможность - действительность.

Под причиной понимают явление, действие которого вызывает за собой другое явление, которое называется следствием. Рассматривая причинно-следственные связи, обычно выделяют основные и вторичные факторы, поэтому анализ сводится к учету условий. Условия это внутренние связи предмета и внешние факторы. Причинное основание - совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития, поэтому, случайное это возможное при соответствующих условиях.

Возможность - объективная тенденция, или, вернее, пока еще скрытая тенденция развития наличной действительности. Нельзя понять действительность без рассмотрения реальности. Под реальностью понимают мир осуществившейся возможности и мир потенциальных возможностей, а между ними процесс превращения потенций в актуальное сущее. Поэтому, под действительностью понимают объективно существующий предмет, как результат реализации возможности.

Принцип развития.Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Общей теорией развития выступают три основных закона материалистической диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Это закон выражает источник самодвижения и развития явлений природы и общества.

Одним из коренных вопросов мировоззрения является вопрос о том, следует ли искать источник движения и развития мира вне его или в нем самом. Этот источник находится в нем самом, в порождаемых им противоречиях, что выражено в законе единства и борьбы противоположностей, который гласит, что развитие объективной реальности и все формы человеческой деятельности осуществляются через раздвоение единого на противоположные составляющие, и взаимодействие этих противоположных характеризует, определяет систему как нечто единое, а с другой стороны - составляет внутренний импульс ее изменения, развития.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Предельный случай противоречия - конфликт. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как внутри себя так и между собой. Различие есть отношение нетождественности, неодинаковости объекта и в самом себе и с др. Различие имеет свои степени: оно может быть несущественным и существенным. Предельный случай существенного различия - противоположность. Удачной моделью противоположностью может служить магнит с его 2 полюсами. Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения: наличие одной предполагает бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель.

Диалектический принцип противоположностей отражает двойственные отношения внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Все полно противоречий и живет в них. Противоположности, не образующие единства, не являются диалектическими, их нельзя считать движущей силой развития системы. Например, черное и белое, верх и низ - они не являются частями целого и не содержат импульса к развитию. Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они образуют единое целое, в котором один момент также необходим, как и другой. При этом сами противоположности и их единство, выражают устойчивость объекта - относительны, борьба же, выражает бесконечность процесс развития - абсолютна. Исходя из этого, под диалектическим противоречиями понимают взаимодействие противоположных явлений и предметов, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития мира.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Это закон выражает механизм развития. Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества. Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – количества. Качество - внутренняя специфическая определённость вещей, явлений, процессов, которая отличает данную вещь, явление, процесс от всех других и делает это отличие четко оформленным и устойчивым. Качество - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество). Второй момент в определении качества - специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Качество - целостная характеристика вещи, свойства – множественная характеристика. Вещь обладает одним качеством и многими свойствами. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи или оно выражает степень развития и границы существования данного качества. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Другими словами, мера это необходимое и достаточное соотношение данного количества в данном качестве для их устойчивого существования. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные количественные и качественные изменения.

3. Закон отрицания отрицания. Закон содержит оценку зависимости нового качества от предшествующего и его значение для возникновения будущего качеств. Гегель создал модель развития без утраты достигнутого. Отрицание многократно повторяется в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов. (Маркс) - "Не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм". Диалектическое отрицание: 1) деструкция; 2) кумуляция (частичное сохранение предыдущих качеств); 3) конструкция. Аналог "отрицания отрицания" – спиралевидный. Закон раскрывается в трех аспектах. 1. Аспект преемственности – при любом качественном изменении отдельные элементы старого, уходящего в прошлое качества сохраняются в скрытом виде в новом качестве и при определенных условиях переходят на последующие уровни качественного развития. 2. Аспект поступательности в развитии. Это означает его непрерывность, последовательность и связь всех его этапов. 3. Аспект спиралевидности. Суть – бесконечное возникновение новых сторон и состояний при скрытом сохранении черт и элементов старого и воспроизведении при определенных условиях этих черт на более высоком уровне процесс (постоянное нарушение равновесия, но из-за врожденной асимметрии - поступательный процесс и каждый новый виток происходит на качественно новом уровне).

 

Тема: Гносеология как раздел философского знания.

 

Теория познания - гносеология, эпистемология - раздел философии, в котором изучаются:

1. проблемы природы познания и его возможностей;

2. отношения знания к реальности

3. общие предпосылки познания;

4. условия достоверности и истинности знания.

По-другому это звучит так: Познаваем ли мир? Если да, то, до каких пределов? Истины ли наши знания о нем? Каков критерий истины?

Субъект и объект познания. Субъект познания --- это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом познания может быть индивид, коллектив, социальная группа, общество в целом. Компьютеры или приборы могут входить как часть субъекта, а могут быть предметом, которым пользуется субъект. Субъект наделен сознанием, ощущениями, восприятием, способностью оперировать образами, действует в процессе практики как реальная сила, изменяющая материальные системы.

Объект - это то, на что нацелена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта.

Знание, добытое отдельным индивидом, отчуждается в процессе его фиксации в некоторых символьных средствах, языке. Тогда оно становится принадлежащим всем, всеобщим. Познание есть активное воспроизведение внешнего мира субъектом.

Как осуществляется процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура? Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное и рациональное. Их роль и значение в истории познания определялись разными философами по разному.

Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с внешним миром.

Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс, Локк).

Чувственное познание является начальным этапом познания.

Во-первых, в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории.

Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Она предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть, во-первых, зависимость чувственного познания от непосредственной чувственной - практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта. Однако можно выделить и отдельные, функционирующие в рамках этой целостности элементы чувственного познания. Человеческий организм имеет экстрарецепторную систему, направленную на внешнюю среду (5 органов чувств) и интрорецепторную систему, связанную с сигналами о внутреннем состоянии организма. При этом острота органов чувств человека не может соперничать с животными. Правда, она может совершенствоваться в процессе практики, но в ограниченных пределах. Расширения диапазона чувств --- построение приборов разного рода, приспособлений. Есть три формы чувственного отражения: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения можем рассмотреть как простейший и исходный элемент чувственного познания. Установлено, что с точки зрения "информационной способности" на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предметов через призму человеческого сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли).

В ощущении начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окружающим миром с которым практически взаимодействует субъект. Ощущение т.о. стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которую реально вступает и реально включен человек. Ощущения зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимость ощущения и от объекта и от субъекта, в процессе практического функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъективному идеализму. Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространство, форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувственная способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятия, отдельное ощущение приобретает качество субъективного образа объект мира.

Восприятие- целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Восприятие существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности (опытом), предшествующему данному конкретному наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущать только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, которые в данный момент мы не ощущаем. Есть общая структура предмета.

Представление. Благодаря многократной работе механизмов восприятия, мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. Отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом, целостный образ предмета, но при отсутствии предмета. Оторванность от наличной ситуации, некоторая обобщенность и усредненность образа, часть подробностей не сохраняется, все больше общих черт и сторон, то происходит накладка на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных образов. Здесь происходит подключение воображения, при этом возникает возможность и неудачных образов. В сфере представлений большую роль играет практика и деятельность человека, связанные с практикой ценности, цели и интересы.

Эмоции- комплексная форма человеческой чувственности. Эмоции, подобно всем другим формам чувственности, с одной стороны, заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют объект отношение человека к миру. Эмоции всегда включают в себя момент оценки явления.

Чувственное познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е., социально-исторический характер. Конечно, в чувственном познании у человека имеет место непосредственное взаимодействие внешнего предмета и органов чувств. Однако, субъекта чувственного познания, мы не можем обнаружить в реальной познавательной деятельности обособленно, так сказать чистом виде - вне общения с другими людьми, вне влияния того мира культуры, в который включен человек. Процессы чувственного восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы воспринимаем его как красивый или безобразный, полезный или вредный. Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общественные события, механизм восприятия еще больше усложняется. "Красота", "справедливость", "прогрессивность" и многие другие понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов.

Рациональное познание. Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней. Понятие является результатом исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом. Таким образом, чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается 2 типа деятельности:

1.практическа деятельность в широком смысле.

2. деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е., теоретическая деятельность, как особый вид умственного труда.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления, человечество приобретает многочисленные знания об отношениях (между различными типами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражают общие свойства предметов и явления окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщенную форму и благодаря этому приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей. Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление. Понятие есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленное выделение самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков. Один и тот же объект может выступать и как представление, и как понятие. Представление об яблоке, которое я вчера съел, и о яблоке как о фрукте. В понятиях фиксируются существенные и несущественные признаки предметов. 4 типа понятий: 1) понятия, отражающие общее в предметах; 2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов; 3) понятия, возведенные до раскрытия смысла и значения предметов; 4) понятия-идеи (образ будущего предмета с целью его реализации в практической деятельности).

Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объективные познания. Тут существуют 2 важных момента: при абстрагировании человек исходит из объективности, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений.

Объяснение и понимание.Теория познания различает структурные объяснения, отвечает на вопрос, как устроен объект; функциональные объяснения - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как законы, так и отдельные факты.

Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществить предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Чем же отличается понимание от объяснения? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, Г.Гадамер, Э.Бетти, П.Рикер...) - наука о понимании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения или отрывка, которое им придавали авторы. Но с другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила название - “герменевтический круг”.

Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры, как интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование. Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Философские концепции истины. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством некоторого чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предметом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется, замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терминах истинности или ложности. Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особенную ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Итак, заблуждения имеют и гносеологические и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи, как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть, как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. “До тех пор пока человек стремится вперед он блуждает” - говорил Гете. Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности, в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания, поэтому, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объективность не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограниченно-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин “абсолютное” применим и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными и глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин (Теория относительности Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени, в котором они сформулированы. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах. Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивидуальными особенностями. В силу этого, наряду с обобщением, необходим и конкретный подход к объекту: нет абстрактной истины, она всегда конкретна. Истинны ли, к примеру, принципы классической механики? Да, но в определенных пределах. И так для любой истины.

Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - критерий истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъективное состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Существует и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те, которые хорошо работают (полезные).Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представление о боге будет удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином “реализуемость”. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания.

В качестве критерия истины практика работает не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системе духовной культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема, наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Формы и методы научного познания.Основной формами научного познания являются:

1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более или менее определенное наукой незнание. Таким образом, проблема - противоречивое единство знания и незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы. Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение. Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории, с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований. Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия).

2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер.

3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Теория выступает в различных формах: “типическая” - включает свои теоретические обоснования (принципы, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. Части типической формы - объяснительные и описательные части. Описание - характера существенных черт, форм, структуры. Объяснение отвечает на вопрос, почему действительность такова, какова она есть, объяснение дает понимание действительности, которое возникает только тогда, когда явление выведено из фактов, его порождающих. Различают ряд типов объяснения: - на основе закона (законы, как стороны сущности, порождают и определяют явления и служат основой для их понимания и объяснения); - причинное (выяснение факторов, порождающих явление); - генетическое (исследование процесса возникновения явления, которое дает понять важнейшие черты этого явления). Непосредственный источник научного познания - факты. Факт - зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Факт - самостоятельное реальное событие. Важнейшее свойство фактов - их принудительная сила: факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам. Факты обладают принудительной силой только при условии объективно-реального подхода к действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности. Наиболее общие методы, разрабатываемые философией есть общенаучные методы – это научно осмысленные и разработанные логические формы и процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции - методы идеализации, формализации, математизации, моделирования; частные методы отдельных наук.

 

 

Тема № 21 Сциентизм и антисциентизм, классическая и неклассическая науки.

Сциентизм --- концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца 19--начало 20 вв., когда развитием науки поставлен вопрос о роли и месте науки в системе культуры. В этих условиях возникают сциентизм и антисциентизм. Особая острота возникла в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Отрицательные черты сциентизма --- не учитывает сложную системную организацию общественной жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. К течению сциентизма можно отнести позитивизм, эмпиризм, французский материализм.

В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой. От внешнего подражания точным наукам, выражающегося в искусственном применении математической символики или нарочитом придании анализу философско-воззренческих или социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с другими науками, отрицание философии как особой формы общественного сознания, имеющей свою специфику по сравнению с другими специальными научными знаниями. Сциентизм в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, исследованиями в естественных науках, с игнорированием необходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью, враждебным отношением ко всяким построениям, имеющим выход в социально-философскую проблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальных исследованиях. Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Экзистенциализм, философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособное подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Социально-гуманитарное знание антисциентизм трактует исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев - стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с остальным миром, куда входит и наука, в соответствии с этим самым высоким типом отношения к действительности признается религиозное и нравственное. Отстаивая принципы научного подхода ко всякой мировоззренческой, философской и социально-гуманитарной проблематике, марксизм тяготел к сциентизму, но в то же время он отрицает плоский сциентизм с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общественного сознания.

Классическая и неклассическая философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классической наукой. В конце 19, начале 20вв. наблюдался отход от классики - создание неклассических физик, геометрий. Классические теории обладают рядом особенностей, в частности, они оперируют в основном с непрерывными объектами, кроме того, все предельные переходы считаются в силу этого очевидными. В классических теориях есть ряд четко зафиксированных аксиом, из которых вытекают все положения. Все детерминировано. Если физический процесс протекает в одном направлении, то можем повернуть его вспять. Наличие одной механики, одной геометрии, не ведется учет погрешностей.

Стиль неклассической науки другой. Во-первых, в связи с применением науки в производстве возросла роль различных моментов, как исследование разрывных объектов, так как резкие скачки, прерывность процессов имеют важное значение. В связи с потребностями науки ведется изучение погрешностей, разработана теория погрешностей, задача вообще не считается решенной, если не исследовано, насколько она устойчива к возмущениям и малым изменениям ее параметров. При этом все оценки должны быть приведены. Весь стиль науки перешел к точному логическому обоснованию своих результатов, что, по всей видимости связано с тем, что ошибки в современной науке могут дорого стоить. Поэтому во всех науках применяется математический метод, метод моделирования и точных количественных оценок. Если это невозможно, то применяется мягкое математическое моделирование. Теория является более ценной, если в ней применены математические методы. Это предъявляет новые требования к ученым.

Кроме того, всеми осознана относительность истины, и вместе с тем ее абсолютность. Если у формальной системы возможно проверить правильность ее доказательств, то теперь оказывается, что подобных систем существует множество, каждая из которых имеет свою ценность и применимость. Так, одна геометрия Евклида сменилась множеством различных геометрий, логика Аристотеля сменилась многообразием логик, построенных на различных принципах. Это говорит и о том, что утверждение, неверное или недоказуемое в одной системе, может быть истиной в другой. Появились соображения о различных возможных способах существовании истины.

Главное же отличие состоит в системном подходе. Оно начало развиваться со второй половины ХХ века. Это методологическое направление, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов - систем разных классов и типов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов объяснения и описания природы анализируемых и искусственно создаваемых объектов. Исторически он приходит на смену механицизму и по своим задачам противостоит этим концепциям. Наибольшее применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся, биологических, социологических, психологических, больших технических систем, экономических и др. К числу задач системного подхода относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических систем;

3) исследование структуры теории систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых определяет целостный характер этого множества. Акцент делается на выявление всего многообразия связей и отношений, которые имеют место как внутри объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним миром и средой. Свойства объекта или системы определяются не как простое суммирование свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особенностями системообразующих, интегративных связей рассматриваемого объекта. Для понимания поведения системы, прежде всего целенаправленного, и возможностей управлять ею, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управление --- формы передачи информации от одних подсистем к другим, координацию низших уровней с высшими, влияние на остальные элементы системы. Так возникла синергетика. Это область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Это совместный целостный кооперативный эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах. Данный эффект может иметь место в различных физических, химических, живых и других системах, способных к самоорганизации. При этом необходимо выполнение 2 условий: система должна быть открытой, т.е., взаимодействовать с окружающей средой; число подсистем или компонентов, в результате взаимодействия которых возникает их коллективное упорядоченное движение, должно превышать некий уровень. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующихся систем был открыт в физике еще в начале ХХ века, однако суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, на основе принципов неустойчивой термодинамики Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации могут объяснить, наконец, возникновение жизни, сознания и вообще теорию эволюции. Таким образом, одной из особенностей науки ХХ века выступает системный анализ исследования хаоса, динамика хаоса.

Существенное значение придается также вероятностному характеру системы. Основные законы приобрели вероятностный характер, и это тоже связано в первую очередь с образованием самоорганизованной системы на основе взаимодействия объектов. Пример - броуновское движение, перемешивание, закон Бойля-Мариотта в газодинамике. Кроме того, важной особенностью системы становится то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой состоит в соединение в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их исследования, и во многих случаях оказывают воздействие на него.

 

Тема № 22 Философия техники.

Техника и культура. В последнее время наша цивилизация рассматривается как технотронная, индустриальная. Это связано в первую очередь с развитием техники. Техника и технология --- основные понятия философии техники. Техника в качестве понятия имеет два смысла. 1. орудия и инструменты труда, любые искусственные сооружения (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание других средств производства и предметов для удовлетворения различных потребностей. 2. система навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. История становления современного человека связана с историей развития и усложнения техники. В доиндустриальном обществе техника выступает как искусное ремесло, технические умения передаются от мастера к ученику, являются достоянием узкого круга лиц, результаты труда не получают высокой общественной оценки. Технические инструменты просто расширяют мощность естественных органов человека, увеличивают физическую мощь. В Новое Время общество начинает функционировать на машинной основе. Техника отделяется от человека, который при этом вынужден находится рядом с ней. Человек становится придатком машины, дополняет ее возможности, а не она его. Место мастера занимает инженер, не просто передает знания и совершенствует навыки, а изобретает, использует научные навыки. Формируется инженерное мышление, рациональное, выраженное в общедоступной форме, имеет тенденции к стандартизации и формализации, опирается не только на экспериментальную базу, но и на теорию. Имеет тенденции к универсализации и распространению на все сферы жизни. На третьем этапе в результате комплексной автоматизации и превращения техники в технологию человек выступает творцом и организатором, контролером, на первом плане не его физические, а интеллектуальные усилия.

Интерес к исследованию техники как к философской проблеме проявил еще Аристотель. Новая волна интереса связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, эмпирических и рациональных традицией. Философия в лице просветителей склонна видеть в технике и техническом прогрессе решающее средство разрешения социальных противоречий и достижение всеобщего благополучия. Преувеличение детерминированной роли техники приводит с одной стороны к технологическому детерминизму, с другой --- к технократической идеологии, согласно которой лица и группы, создающие технику, владеющие ею и умеющие пользоваться, не только обладают всеми социальными и духовными преимуществами, но и в состоянии свести управление всеми общественными процессами к управлению техникой. Технологический детерминизм - техника есть решающий фактор развития. Различается на технологический эвдемонизм - считающий, что прогресс в технике и технологии автоматически устранит социальные противоречия и антагонизмы, приведет к равномерному распределению богатства и культуры. Технологический алармизм - только негативные последствия развития техники, усиление социальных противоречий, рост насилия над личностью, дегуманизацию общественной жизни. Пионером технократической идеологии стал Сен-Симон. В ХХ веке произошел всплеск внимания к проблеме техники. Вопрос о генезисе, сущности, характере и перспективе развития техники. Хайдеггер - техника противостоит человеку, через нее он отказывается от своего существования, это неподлинное существование человека. Шпенглер --- техника есть смерть культуры.

Концепции исторического развития техники. Маркс выделяет ступени развития техники: ручные орудия, ремесленно-мануфактурное производство, машинная техника, автоматизированные системы. Человек перекладывает труд на машину.

Льюис Мамфорд: 3 технических эпохи. Эотехническая (1000-1759гг), имеет в своей основе технологию воды и дерева. Палеотехническая (с 18 в. по первую половину 20 в.), опирается на комплекс угля и железа. Неотехническая - электричество и сплавы. Основа периодизации – вид энергии и вещество, которое занимает центральное место в создании машин. Технические артефакты реализуют 2 функции: 1) изменение вещественного, энергетического или информационного состояния предмета труда; 2) изменение совокупности производственных операций, приемов и навыков, необходимых для реализации технической деятельности. Поэтому модификация и прогресс в области техники изменяет предметную область производительной деятельности человека, вместе с тем он трансформирует структуру производства и трудовой активности. Техника выступает посредницей между человеком и природой, она стала важным звеном во взаимоотношениях человека со средой. Как конструктивное, так и деструктивное действие техники на природу зависит от обеих функций и социальных систем, в которых они реализуются. Более широким понятием является технология, которая понимается как традиционная и современная. В традиционном смысле она понимается как набор и последовательность операций, произошедших в каждом данном определенном производственном процессе. Современная технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и отношений, ресурсных источников, подсистем социальных последствий, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями. Развивается как сумма нескольких технологий. Стержневое место имеет информационная технология. Они становятся аккумулятором и генератором гносеологических и социогенных процессов. Тенденции к уменьшению материалоемкости и капиталоемкости, увеличение наукоемкости и информированности. Технология выражает развитие техники до ее системности.

Проблемы техники. Ее положительное воздействие неоспоримо, но возрос интерес к другим последствиям. К ее социальным и биологическим аспектам. Изучается философами, социологами, антропологами. 1. Соотношение и различение естественного и искусственного. Техника, как правило, имеет физико-химическую природу, хотя сейчас есть и биологические технологии и при этом в принципе не отличаются от природных явлений. Но артефакты есть символы человеческой деятельности, и их необходимо оценивать с социологической точки зрения. Какой оценки заслуживает феномен технико-символического бытия человека? Техника вооружает человека, делает его более сильным, быстрым, здоровым. В то же время она его ослабляет, укорачивает жизнь, ведет к болезни. Признается необходимость поиска оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия. 2. Взаимоотношение техники и науки. Техника раньше понималась как прикладная наука, в основном как прикладное естествознание. Теперь она оказывает большое влияние на науку. Сама преобразовалась в нечто подобное. В отличие от научного подхода технический не есть охота за знанием, а стремление действовать, производить аппараты и технологии. Пока в основном у нас учат естественно-научному подходу, а не искусственно-техническому. 3. Проблема оценки техники. Необходимо применение фрагментации и редуционизма, систематической оценки техники, сопоставление альтернатив для предотвращения нежелательных последствий. Идеалы техники --- технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемы. Вопрос о том, кто должен принимать технические решения --- политик, менеджер, эксперт? Кто несет за них ответственность? Оценка техники --- дело не единичного эксперта, а коллективного лица, института, государственной структуры. Подходы оценки. 1)натуралистический: у человека недостаточно своих органов по сравнению с животными, вынужден компенсировать развитием техники. 2) волевой: реализует посредством развития артефактов волю к власти на всех уровнях социального общества. Техника не может быть нейтральной в политическом смысле. 3) естественно-научный: техника есть прикладная наука.4) рациональный: техника -- сознательно регулируемая деятельность человека, в научное понимание вносятся коррективы социокультурного плана.

Техноэтика. Три позиции. 1. Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера. Помимо общих качеств, особое значение имеет аккуратность и тщательность, предвидение и предупреждение о нежелательных последствиях. 2. Техноэтика долга. Моральные максимы. Даже подписаны декларации о технической и моральной ответственности 1974 г. Недопустимо лгать о последствиях, недопустимо делать человека придатком техники, каждая техновация должна пройти проверку на предмет развития человека как свободной творческой личности. Требование безопасности человека, экологическое совершенство. 3. Техноэтика ценности. Шесть непосредственных ценностей (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность).

 

Тема № 23. Сознание и его структура.