Функции фактического материала в тексте

Лекция №5. Работа редактора над фактическим материалом

 

Факт – предмет журналистского исследования. Теоретики жур­налистики рассматривают факт с позиций теории познания как фрагмент действительности и метафорически, наблюдая, как осва­ивается в процессе журналистского творчества его отвлечённое значение, как происходит его типизация, даётся образная трактов­ка. Для журналиста факт всегда соотнесён с суждением о собы­тии, служащим утверждению истинности или ложности опреде­лённых положений, выяснению связей и отношений между явле­ниями, между предметом и его свойствами.

Теория редактирования предлагает свою трактовку этой важ­нейшей для журналистского творчества проблемы, исследуя то, как факт воплощён в тексте литературного произведения, как он пере­дан средствами языка. Понятие фактический материал,кото­рое принято в редактировании, охватывает все опорные для текста элементы, передающие смысл и предметные отношения. При правке текста они не должны подвергнуться изменениям или выпасть. Фактический материал реализуется в текстовых конструкциях, которые обозначают не только события, но и «кусочки действи­тельности» – вещные элементы предметного ряда, свойства, каче­ства, состояния, наименования лиц, отношений, количества.

Фактический материал может быть привлечён журналистом как собственно информация, как аргумент в процессе ло­гического доказательства и основание для общих утвер­жденийи, наконец, как иллюстрация, дополняющая то или иное наблюдение.Приёмы изложения всегда обусловлены фун­кциональным назначением фактического материала.

Любая неясность в журналистском тексте неприемлема. По­этому так важна правильность передачи информации, сквозная оценка и точная разработка фактического материала. Наблюде­ния над газетной практикой убеждают в том, насколько важна для автора помощь редактора.

Работая над материалами публицистики, редактор должен пред­ставлять сложность диалектических отношений между мыслью и фактом в журналистском творчестве, когда непосредственный контакт с действительностью стимулирует развитие мысли, а сфор­мировавшееся суждение предопределяет отбор фактов и разра­ботку деталей и фактический материал входит в текст как эле­мент логического построения, основание для вывода.

Фактический материал в функции иллюстрации – относи­тельно свободный элемент текста. Его включение в текст не обусловлено требованиями логической конструкции. Он до­полняет, уточняет смысловую основу материала, часто рассчи­тан на эмоциональное воздействие, пробуждение читательского интереса. И тем не менее связь фактов-иллюстраций с содер­жанием текста должна быть для читателя очевидной. «Описа­тельство» как явление не характерно для публицистики наших дней, тем не менее очерк, подобный тому, отрывок из неотредак­тированного варианта которого мы приводим ниже, может встре­титься редактору и сегодня.