Заявление для СМИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЖАНРЫ

Тема 4

Цель материалов, написанных в исследовательских жанрах, не только сообщить новость, но и проанализировать, истолковать происходящие события, процессы, жизненные ситуации. Эти жанры тяготеют к научному стилю, содержат логически-рациональный анализ, обладают средствами речевого воздействия на читателей.

Теоретики паблик рилейшнз к аналитическим жанрам относят заявление для СМИ, мониторинг, обзор печати, характерными чертами которых являются фактологичность, аналитичность, релевантность, полнота изложения, а в отдельных случаях и экспрессивность.

Рассмотрим эти пиар-тексты.

Заявление для СМИ — это жанр пиар-текста, призванный объявить или объяснить позицию одной или нескольких организаций по какому-либо жизненно важному вопросу.

В основе заявления лежит определенная проблема, требующая незамедлительного разрешения. Этот жанр предполагает опору на определенные факты, анализ и исследование которых приводит к «публичному вызову адресата» или к апелляции к общественному мнению по волнующей базисный субъект проблеме. Целью выступления в печати с заявлением для СМИ может быть публичное порицание, публичное предложение, публичное требование, публичная просьба или опровержение, наконец, общественный или корпоративный интерес. В заявлении может быть поставлен вопрос от лица организации, ее руководителя, профсоюзных органов, политического деятеля или содержаться объяснение их позиции по актуальной проблеме. В этом жанре часто воздействующая функция текста превалирует над информационной, что выражается и в его языковой структуре. Такие публикации могут иметь заголовок «Заявление» или «Сообщение для средств массовой информации».

В качестве примера приводим заявление, напечатанное в газете «Санкт-Петербургские ведомости»:

«В связи с ненадлежащим исполнением Энергомашбанком как универсальным кредитным учреждением принятых на себя обязательств и ведением руководства банка активных действий, наносящих урон предприятиям энергетического машиностроения Петербурга (АО "ЛМЗ", АО "Электросила", ОАО "Завод турбинных лопаток"), АО "Ленинградский металлический завод" сообщает о прекращении партнерских отношений с Энергомашбанком.

По признанной Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленобла-сти недействительной сделке Энергомашбанк завладел пакетом акций Завода турбинных лопаток и в настоящее время препятствует возврату этого пакета акций законному собственнику — АО "ЛМЗ".

Кроме того, Энергомашбанк незаконно удерживает 1,5 млн долл. на счете АО "ЛМЗ", игнорируя платежные поручения завода, и таким образом препятствует заводу распоряжаться своим имуществом.

АО "ЛМЗ" готовит ряд судебных исков в отношении Энергомаш-банка и намерено в суде доказать незаконность действий руководства банка, а также получить с банка компенсацию за урон, нанесенный им отрасли.

Администрация АО "ЛМЗ".

Профсоюзный комитет АО "ЛМЗ"».

В композиции этого заявления для СМИ видны: мотив (в данном случае невыполнение банком взятых на себя обязательств), само заявление (сообщение о прекращении партнерских отношений с банком), расширенная констатация факта (незаконное удержание банком денежных средств предприятия), следствие (подготовка судебных исков в отношении банка). Данное заявление служит цели информирования общественности о дальнейших шагах предприятия по восстановлению своих законных прав24.

Заявление как пиар-жанр имеет некоторые общие черты с публицистическим жанром открытого письма. Но авторы открытого письма чаще обращаются к определенным адресатам, например первым лицам государства, области, края, адресат может быть социально значимой личностью, высказывающей свою точку зрения по определенной общественно важной проблеме.

Частной разновидностью заявления для СМИ является опровержение, так как цели опровержения и заявления для СМИ идентичны. Под опровержением понимаются «все виды сообщений, переданные через СМИ и ставящие своей целью противодействие ложной или несоответствующей действительности информации о деятельности организации, фирмы, конкретного лица и т.д.»25.

Известно, что ст. 44 Федерального закона «О средствах массовой информации» требует, чтобы в опровержении было указано, «какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены»; в периодическом издании оно должно быть «набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение" на том же месте полосы или страницы, что и опровергаемое сообщение или материал».

Иногда опровержения в газетах появляются под рубриками «Уточнение», «Корректировка». А в «Комсомольской правде» за 3 сентября 2009 г. под рубрикой «Работа над ошибками» опубликован следующий текст:

«В № 127 еженедельника "Комсомольская правда" к материалу о проблеме пьянства в России в качестве иллюстрации был использован снимок, сделанный на фестивале народного творчества в Оренбурге. На фото — мужчина с внуком на коленях.

На днях в редакции раздался телефонный звонок. Звонивший заявил, что он тот самый мужчина с фото, и просил извиниться за использование снимка в данном контексте. Что мы искренне и делаем.

К сожалению, позвонивший оренбуржец не представился».

Все существующие виды заявлений для СМИ могут использоваться пиарменами, сотрудниками пресс-служб и журналистами в практической деятельности.