Любовь как основа построения брачного союза

Мотивы заключения брака

Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию. Мотивы заключения брака реализуют жизненно важные отношения личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей. По справедливому замечанию С.И. Голода в научной литературе утвердился стереотип, который идеализирует массовую распространенность брака по любви, тем самым травмируется психика определенного числа людей, не испытавший такого чувства считает себя неудачником, живет в ожидании большой страсти.

К. Г. Юнг «Брак как психологическое отношение» - молодому человеку не дана возможность полного понимания как себя так и других, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей и своих собственных. Поступает под влиянием бессознательных мотивов, прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека отношение к матери, а для девушки отношение к отцу. Сознательная любовь - способствует выбору сходному с отцом или матерью, бессознательная связанность усложняет и вызывает модификации. Выделяют типы мотивации брака:

1. реализующие потребность любить самому и быть любимымпартнером.

2. самоутверждение и самореализация (социальное и статусное утверждение). Ш. Перро «Золушка»

· Принц чувство неполноценности, несамостоятельности, объект управления родителями - изменить свой статус, так как самооценка была низкой - поиск незавидной претендентки - простая девушка - ожидает уважения и восхищение,

· Золушка — мотив покинуть семью мачехи — новый социальный статус.

· = статусность мотива вступления в брака шаткость и неустойчивость будущего брачного союза,

 

3. удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, источник заботы, опоры и стабильности, он выступает заместителем родителя.

4. мотив продолжения рода, реализация роли родителя

5. мотив долга и социальной обязанности — забота и ответственность за благополучие партнера

6. прагматический мотив. Статистика: 33% - осуждают брак по расчету; 50% - с пониманием; 16% - хотели бы иметь такую возможность.

Попытки интерпретации любви как психологической реальности предпринимались в классическом психоанализе (З.Фрейда), неопсихоанализе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э.Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной (Р. Мей) и тд.

Психоаналитический подход – любовь мужчины и женщины сочетает в себе два начала – сексуальное и эротическое. Согласно Фрейду лишь взрослая генитальная любовь способна гармонично объединить эти два начала. Сексуальное начало в человеке врожденное, с возрастом меняется только его объект. Нежность – приобретенное качество, возникновение её связано с материнской любовью, а развитие с характером детско-родительских отношений.

Материнская любовь особенная – это первый вид любви возникший в процессе эволюции, по мнению А.Ламперта и первый опыт любви в истории каждого человека.

Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любимым с самого детства. В юности на генитальной стадии происходит второй выбор сексуального объекта и окончательно преодолеваются комплексы Эдипа и Электры, как полный отказ от сексуального влечения к родителю противоположного пола и перенос его на другой объект.

От юношеской любви к любви зрелой:

1. стадия Реконструкция отношений по типу диады мать-ребенок – страх расстаться друг с другом, возможность лишиться общения; идеализация партнера, что похоже на обожествление ребенком родителя, за этим следует чувство крушения иллюзий, обнаруживаются слабости, ошибки кумира.

тенденция поиска близости – тенденция к независимости

(мать – ребенок)

 

2. стадия Самостоятельность и автономия. Боязнь потерять индивидуальность, идентичность, независимость. Разумный баланс привязанности и автономии – условие эффективного функционирования семейной системы.

близость автономия

Теория Э.Фромма– любовь – ядро человеческого существования. Любовь как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром.

Виды любви:

· эротическую – между М и Ж

· братскую – идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии, сотрудничестве

· материнская – любовь и ответственность , любовь безусловная, любовь к слабому, стремление отдать.

· Любовь к себе – как действительное утверждение бытия и продуктивности своего существования, ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми

· Любовь к богу – утверждение жизни во всех формах её проявления.

Способность человека любить не дана от природы, это искусство которым надо овладеть. Общество предлагает два модуса жизнедеятельности:

1. любовь как обладание – характерен для общества потребления, принцип «все на продажу», любовь как денежный эквивалент обмена на услуги или товары. М – статус, деньги, власть, Ж красоту, хозяйственность, плодовитость. Несчастная любовь в терминах «переплатил», «недодали».

2. любовь как бытие – творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Зрелая, гармоничная форма любви. Два человека единое целое и в то же время каждый остается самим собой. Личность, выступая частью целостности МЫ, утверждает также себя индивидуальностью, активным субъектом в построении Я-ТЫ отношений. Отношения строятся по принципу отдавать себя в дар другому, отказ личности от философии потребления, желания эксплуатировать.

 

Я-ТЫ = МЫ

Компоненты любви:

· Забота – способность отдавать, не связанная с получением выгоды.

· Ответственность - свобода выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче.

· Уважение – признание права на выбор собственного пути.

· Знание - построение отношений с учетом потребностей, интересов и стремлений каждого из партнеров.