Информатизация общества

Говоря об информатизации общества, следует отметить, что в его основе лежит понятие «информация». В конце 50-х годов XX в., когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передавае­мой по каналам связи, возникла информалогия— наука о про­цессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобра­зования информации. В тот же период К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи», в которой были предложены вероятностные методы для определения коли­чества передаваемой информации.

Уже много лет развивается семантическая теория информа­ции, которая изучает смысл, содержащийся в сведениях, полез­ность и ценность этих сведений для потребителя. В этой связи существенным становится субъективный подход, основанный на априорной подготовленности субъекта к восприятию сведений или сообщений, которые обладают новизной и полезностью (или ценностью) для принятия им решений, направленных на дости­жение поставленных целей.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите инфор­мации») информатизация —это организационный социаль­но –экономический и научно - технический процесс создания оп -

тимальных условий для удовлетворения информационных по­требностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций общест­венных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Изменения, происходящие в обществе в связи со сменой оп­ределяющего информационного ресурса, несомненно, вызовут в ближайшие годы соответствующие изменения в правовых систе­мах, так как одна из функций права состоит в законодательном или ином оформлении отношений, сложившихся в обществе, что дает возможность их регулирования.

Информационный обмен протекает в виде информационных процессов, являясь промежуточным звеном между энергетиче­ским обменом, свойственным материальным объектам, и обме­ном веществ, свойственным живым организмам. Свойство от­дельных этапов информационного процесса обходиться без объ­ектов живой природы широко используется в информационных технологиях — оно лежит в основе функционирования автома­тических систем обработки информации.

Информатизация означает широкое использование информа­ционных технологий во всех сферах деятельности, глобализацию. Идет формирование баз знаний по всем отраслям человеческой деятельности. Формируются базы данных по всем интересующим человека вопросам, включая быт, коммерцию, образование. Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом был капи­тал, то в информационном обществе — информация, знание, творчество.

Основные черты переходного периода к информатизации об­щества следующие: переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов, вовлечение профессионалов в про­цесс автоформализации знаний, массовое тиражирование про­фессиональных знаний, ускорение технологического цикла раз­вития «знание—производство—знание[2]».

Компьютерные информационные технологии имеют боль­шое и постоянно возрастающее значение в жизни общества и в развитии экономики. «Традиционные» информационные техно­логии — пресса, радио и телевидение — пока доминируют по

степени охвата населения над компьютерами, локальными и глобальными сетями.

Информационное общество— теоретическая концепция пост­индустриального общества; историческая фаза возможного раз­вития цивилизации, в которой главными продуктами производ­ства становятся информация и знания. Отличительные черты:

• увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

• возрастание числа людей, занятых информационными тех­нологиями, коммуникациями и производством информаци­онных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

• нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

— эффективное информационное взаимодействие людей;

— их доступ к мировым информационным ресурсам;

— удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Итак, общество считается информационным, если:

• любой индивид, группа лиц, предприятие, организация в любой точке страны и в любое время могут получить за со­ответствующую плату или бесплатно на основе автоматизи­рованного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

• в обществе производится, функционирует и доступна лю­бому индивиду, группе или организации современная ин­формационная технология;

• имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие соз­дание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического про­цесса;

• происходит процесс ускоренной автоматизации и роботи­зации всех сфер и отраслей производства и управления;

• происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы дея­тельности и услуг.

Сегодня термины «информационное общество» и «информа­тизация» прочно заняли свое место, причем в лексиконе не толь­ко специалистов в области информации, но и политических дея­телей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информацион­ных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декла­рированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, XXII век уже в качестве информационного общества.

27 марта 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резо­люцию, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.