Цивилизации

Роль информации в истории развития

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Лекция 1

Информация — это фундаментальное научное понятие. Оно широко используется и в науке, и в повседневной жизни.

В настоящее время не существует единого определения тер­мина «информация». В различных областях знания данное поня­тие описывается своим специфическим набором признаков. На­пример, «информация» может трактоваться как совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохраняе­мых и распространяемых во времени и пространстве.

Информация (от лат. Informatio— осведомление, разъясне­ние, изложение, от лат. informare— придавать форму) в широком смысле — абстрактное понятие, имеющее множество значений в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — све­дения (сообщения, данные) независимо от формы их представ­ления.

Можно выделить три подхода к определению понятия «ин­формация»: антропоцентрический, техноцентрический и неде­терминированный

Антропоцентрический подходсостоит в том, что информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые могут быть получены и усвоены, т. е. преобразованы в знания (например, та­кой подход применяется в российском законодательстве). Недос­татки антропоцентрического подхода заключаются в том, что в его рамках невозможно найти адекватного объяснения генетиче­ской информации живой природы и абстрактной информации, не имеющей соответствующего отображения в природе и обще-

стве. С такой информацией имеют дело теология, идеалистиче­ская философия, некоторые разделы математики. Антропоцен­трический подход до последнего времени широко применялся в области правовых и общественных наук. Однако в связи с широ­ким внедрением вычислительной техники (ВТ) и информатики все чаще раскрываются его недостатки. Например, подход к ин­формации только как к сведениям не позволяет адекватно интер­претировать такие информационные объекты, как компьютер­ные программы. В пассивном состоянии (в момент создания, распространения) компьютерная программа — это действительно набор сведений. Их можно просмотреть, размножить, распеча­тать, т. е. перевести в другую форму, а также усвоить как знания. В активном состоянии, при работе на компьютере, т. е. во время взаимодействия с аппаратным методом, компьютерная програм­ма — это не совокупность сведений, а совокупность команд, т. е. это программный метод.

Техноцентрический подходзаключается в том, что информа­цию представляют как данные, которые не во всех случаях можно считать информацией (например, в Интернете одни и те же дан­ные, передаваемые сервером, могут интерпретироваться клиен­том как разная информация в зависимости от того, какими аппа­ратно-программными методами он располагает и как они на­строены). По компьютерным сетям передаются только данные, компьютеры обрабатывают только данные, в базах данных хра­нятся тоже только данные. Станут ли эти данные информацией и если да, то какой, — зависит не только от данных, но и от много­численных аппаратных, программных и естественных методов. Одни и те же данные, хранящиеся в базе, могут интерпретиро­ваться как различная информация в результате специального программного средства СУБД (системы управления базой дан­ных). На примере средств криптографии и средств для работы с электронно-цифровой подписью мы увидим, что данные стано­вятся информацией только у тех лиц, которые обладают соответ­ствующими правами. В российском законодательстве мы не нахо­дим явных признаков техноцентрического подхода, но они име­ются в законодательствах других государств, например Германии. В частности, такие понятия, как «информация», «доступ к инфор­мации», «модификация информации», во всех случаях, когда речь идет об эксплуатации технических систем, представляются как «данные», «доступ к данным», «модификация данных».

Недетерминированный подходсостоит в отказе от определения информации на том основании, что это понятие является фунда­ментальным, как, например, материя и энергия. В частности, мы не найдем определения информации в «Законе о государствен­ной тайне» и в «Законе о средствах массовой информации», хотя и в том, и в другом правовом акте это понятие используется.

Отсутствие определения использованного понятия — это не недосмотр законодателя. Во многих случаях отказ от определе­ния информации является традиционным. В лучшем случае ин­формацию рассматривают как содержательную часть данных, интерпретируемых человеком (синтез антропоцентрического и техноцентрического подходов).

Следовательно, информация — это совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Выделяют три фазы существования информации:

• ассимилированная информация (представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок);

• документированная информация (сведения, зафиксирован­ные в знаковой форме на физическом носителе);

• передаваемая информация (сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику).

В дальнейшем будем рассматривать только документирован­ную и передаваемую информацию.

Итак, информация — это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Информация неотделима от про­цесса информирования, поэтому необходимо рассматривать ис­точник информации и потребителей информации. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного по­требителя.

В практическом смысле, понятном каждому, определение информации дал С. И. Ожегов[1]: информация — это:

1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем про­цессах.

2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоя­нии чего-либо.

 

До середины 20-х годов XX в. под информацией (в переводе с лат. — ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Впервые в науч­ный обиход это понятие ввел в 1929 г. физик Д. Сциллард для характеристики уровня организации термодинамической системы.

Свойства информации.Качество информации — степень ее соответствия нуждам потребителей. Свойства информации явля­ются относительными, так как зависят от нужд потребителя ин­формации. Выделяют следующие свойства, характеризующие ка­чество информации:

• объективность информации характеризует ее независи­мость от чьего-либо мнения или сознания, а также от ме­тодов получения. Более объективна та информация, в ко­торую методы получения и обработки вносят меньший эле­мент субъективности;

полнота— информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на ее основании решений;

достоверность— свойство информации быть правильно воспринятой. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной;

адекватность— степень соответствия реальному объектив­ному состоянию дела;

доступностьинформации — мера возможности получить ту или иную информацию;

актуальностьинформации — это степень соответствия ин­формации текущему моменту времени;

эмоциональность— свойство информации вызывать раз­личные эмоции у людей. Это свойство информации ис­пользуют производители медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.

С середины XX в. информация определяется как общенауч­ное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, че­ловеком и автоматом, автоматом и автоматом; передачу призна-

 

 

ков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация).

Также научное определение информации дается, если пред­положить, что информация — это динамический объект, не су­ществующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаи­модействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пре­бывает в виде данных.

Информация на пути от источника к потребителю проходит через ряд преобразователей — кодирующие и декодирующие устройства, вычислительную машину, обрабатывающую инфор­мацию по определенному алгоритму, и т. д.

На промежуточных стадиях преобразования смысловые свой­ства сообщений отступают на второй план ввиду отдаленности потребителя, поэтому понятие «информация» заменяется более общим понятием «данные». Данные представляют собой набор утверждений, фактов и/или чисел, лексически и синтаксически взаимосвязанных.

Информация — продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия. В этом опреде­лении не говорится о форме, в которой представлены данные, она может быть абсолютно любой. Если данные графические, а метод взаимодействия — наблюдение, то образуется визуальная инфор­мация. Если данные текстовые или речевые, а метод их потребле­ния — чтение или прослушивание, образуется текстовая инфор­мация.

Контекстный метод— это такой метод, который является общепринятым для работы с данными определенного типа. Этот метод должен быть известен как создателю данных, так и потре­бителю информации. Для иллюстраций (графических данных) контекстным является метод наблюдения, основанный на зре­нии, — графическая или визуальная информация. Для текстовых данных подразумевается контекстный метод чтения, основан­ный на зрении и на знании языка и азбуки. Для данных, пред­ставленных радиоволнами, контекстными являются аппаратные методы преобразования данных и потребления информации с помощью радиоприемника или телевизора — телевизионная ин­формация, информационная программа, информационный вы­пуск и т. п. Для данных, представленных в числовой форме и хранящихся в виде сигналов, зарегистрированных на магнитных и других носителях или циркулирующих в компьютерных сетях, контекстными являются аппаратные и программные методы вы­числительной техники, их также называют средствами информа­ционных технологий.

Строение и функционирование сложных систем различной природы (биологических, социальных, правовых, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих за­кономерностей информационных процессов. К концу XX в. стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под особым, информацион­ным углом зрения, при этом она не противопоставлена веще­ственно-энергетической картине мира, но дополняет и разви­вает ее.