И факторы, влияющие на их разработку

ТЕМА 3.Значение Международных стандартов аудита

Международные стандарты аудита (МСА) являются общепризнанным механизмом регулирования существующих в мировой практике подходов к аудиту.

Назначение стандартов состоит в описании, опираясь на единство методологии, основных принципов проведения аудита в целях выработки единого понимания его основной роли и значения, целей и задач, способов и процедур осуществления аудита, а также основных критериев для определения его качества, что, в свою очередь, позволяет заинтересованным пользователям бухгалтерской (финансовой) информации быть уверенными в ее достоверности после проведенного аудита.

Однако Международные стандарты аудита не могут учесть все национальные особенности организации и практики аудита различных стран. Это связано главным образом с рядом объективных и субъективных обстоятельств развития национальных экономик. Кроме того, ряд ведущих экономически развитых стран имеет свои стандарты аудита. Но в то же время при интеграции любого государства в мировую экономику и тем более глобализации рынков капиталов и ценных бумаг без единых для всех участников мирового экономического развития требований Международных стандартов аудита не обойтись.

Таким образом, Международные стандарты аудита призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результатов аудиторской деятельности во всем мире. Однако, как было отмечено ранее, они не отменяют и не могут отменить существующие в ряде стран национальные положения.

Например, национальные стандарты существуют в Англии, Канаде, США и Швеции, но требования МСА в этих странах все-таки принимаются к сведению в практической деятельности.

В ряде государств (Австралии, Бразилии, Голландии, России) МСА принимаются за основу при разработке национальных регламентирующих документов. Кроме того, существуют государства (Кипр, Нигерия и др.), где МСА приняты в качестве национальных. Потребность в Международных стандартах аудита возрастает с каждым годом, так как в мире существует тенденция интеграции в мировую экономику стран со своими системами бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

Следует отметить, что МСА должны применяться только к существенным аспектам. В ряде случаев мировая практика допускает возможность отступления от них в целях достижения наибольшей эффективности аудиторской проверки. Аудитор, использующий такую возможность, обязан обосновать сделанное отступление.

Разработка единых стандартов аудита и сопутствующих аудиту услуг, применимых к любым ситуациям и возникающим на практике обстоятельствам, исключена, поэтому к принятым стандартам следует относиться как к основным принципам, которые необходимо соблюдать при оказании аудиторских услуг. Точность процедур по применению этих стандартов зависит, как правило, от профессионального суждения каждого аудитора и возникающих обстоятельств.

Разработкой Международных стандартов аудита до 2002 г. занимался Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который являлся постоянно действующим комитетом в рамках Совета Международной федерации бухгалтеров. КМАП преследовал две основные цели:

• повышение уровня профессионализма аудиторов в странах, где он ниже общемирового;

• гармонизацию национальных правил и иных нормативных документов в области аудита с целью предоставления высококаче­ственных услуг для всего мирового сообщества.

В 2002 г. КМАП был переименован в Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности, который в настоящее время состоит из 18 членов, представляющих 15 стран мирового сообщества.

Принятие различных экономических решений основано главным образом на использовании достоверной бухгалтерской (финансовой) информации. Она формируется и предоставляется различным заинтересованным пользователям ежегодно в виде установленных форм отчетности.

Таким образом, основная масса заинтересованных пользователей опирается на бухгалтерскую (финансовую) отчетность как на основной и достоверный источник информационного потока, поскольку не имеет возможности получать дополнительную информацию о самом экономическом субъекте и различных аспектах его финансово-хозяйственной деятельности.

Следовательно, у них возникает потребность в услугах высокопрофессиональных независимых аудиторов, которые по роду своей деятельности являются, можно сказать, посредниками между экономическим субъектом и заинтересованными в достоверной информации о нем пользователями.

Аудит является высокоинтеллектуальной деятельностью человека, поэтому ему присуща определенная степень субъективности как в выражении мнения по вопросам достоверности бухгалтерской (финансовой) информации, так и по вопросам проверки этой достоверности.

Для формирования своего мнения о достоверности аудитор собирает достаточные и уместные аудиторские доказательства. Аудиторское мнение повышает степень доверия к бухгалтерской (финансовой) отчетности через выражение высокого, хотя и не всегда абсолютного уровня уверенности.

Достижение абсолютной уверенности невозможно по причине наличия таких факторов, как те или иные ограничения, присущие любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, применение тестирования, исследование тех или иных доказательств, которые в большинстве своем являются убедительными, нежели окончательными, и др.

В связи с вышеизложенным критерием для определения качества аудиторских услуг, предоставляемых аудиторами всего мира, а также единства организации, порядка и оформления результатов аудита служат Международные стандарты аудита, позволяющие аудитору и заинтересованному в его услугах пользователю быть уверенными, что не будет подтверждена заведомо недостоверная информация, а сама аудиторская проверка будет проведена добросовестно. При этом обеспечиваются требования всего мирового сообщества.

Концентрация мирового капитала, а также непрерывный процесс слияния в сфере аудиторских услуг, осуществляемый с целью обеспечения возможности предоставления более широкого их спектра, оказывают весьма значительное влияние на унификацию стандартов аудита, а также методик его проведения. Именно этот процесс ведет к единству стратегии, методологии аудита, а также выработке единых критериев качества, т.е. общепризнанных стандартов.

В то же время, являясь высокоинтеллектуальной отраслью сферы услуг, аудит развивается по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Известно, что аудиторские услуги по традиции носят междуна­родный характер. Однако и в настоящее время у национальных про­фессиональных аудиторских организаций существует стремление не допустить на внутренний рынок международные аудиторские организации. Следствием этого является установление различных барьеров на пути проникновения международных правил и требо­ваний к организации и проведению аудита.

Все вышеизложенное требует выработки единых «правил игры», регулирующих все существенные аспекты аудита мирового сообщества.

 

 

ТЕМА 4. Классификация международных стандартов аудита и связь МСА с национальными стандартами аудита

 

МФБ признает существование национальных Стандартов аудита во многих странах мира, стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита, которые могут быть приняты на международномуровне. Если местные положения соответствуют МСА, то услуги аудиторов, оказанные с соблюдением национальных стандартов, автоматически приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА. Так, если в Российской Федерации будут утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, соответствующие международным стандартам; то повысится степень доверия иностранных пользователей финансовой информации к отчетности, проверенной согласно российским правилам (стандартам). Если местные положения противоречат МСА, то организации — члены МФБ должны прилагать усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.

Страны — члены МФБ, желающие принять МСА в качестве своих национальных стандартов, должны составить заявление, определяющее юридическую силу принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если в МСА имеются рекомендации, отличающиеся от нормативных положений, принятых в данной стране, то в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по аспектам, не освещенным в МСА.

Международные стандарты аудита используются по-разному:

— в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Малайзия, Нигерия и другие страны);

— как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Бразилия, Голландия и др.);

— принимаются к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (США и др.);

— как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций международными аудиторскими организациями.

Международная Федерация Бухгалтеров (МФБ) – International Federation of Accountants (IFAC) – является международной организацией, представляющей профессию бухгалтера. Разработкой стандартов занимаются комитеты МФБ. Комитеты придерживаются процессов, содействующих разработке высококачественных стандартов, выражающих интересы общества, с соблюдением принципов прозрачности, эффективности и результативности. Комитет по международным стандартам аудита и выражения уверенности (КМСАВУ) – International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB) – разрабатывает Международные Стандарты Аудита (МСА, ISAs - International Standards on Auditing) .

С 15 декабря 2009 г. вступили в силу новые редакции стандартов. Все стандарты, директивы, проекты положений и другие документы Международной Федерации Бухгалтеров защищены авторским правом Международной Федерации Бухгалтеров.

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):

МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными Стандартами Аудита»

МСА 210 «Согласование условий соглашений по аудиту»

МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»

МСА 230 «Аудиторская документация»

МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»

МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»

МСА 260 «Обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями»

МСА 265 «Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенными руководящими полномочиями»

МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

МСА 315 «Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды»

МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита»

МСА 330 «Действия аудитора в отношении оцененных рисков»

МСА 402 «Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»

МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»

МСА 500 «Аудиторские доказательства»

МСА 501 «Аудиторские доказательства – особое рассмотрение отдельных статей»

МСА 505 «Внешние подтверждения»

МСА 510 «Первичные соглашения по аудиту – начальные сальдо»

МСА 520 «Аналитические процедуры»

МСА 530 «Аудиторская выборка»

МСА 540 «Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий»

МСА 550 «Связанные стороны»

МСА 560 «Последующие события»

МСА 570 «Непрерывность деятельности»

МСА 580 «Письменные представления»

МСА 600 «Особые аспекты – аудит финансовой отчетности группы (включая работу других аудиторов)»

МСА 610 «Использование работы службы внутреннего аудита»

МСА 620 «Использование работы эксперта»

МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»

МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»

МСА 706 «Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете независимого аудитора»

МСА 710 «Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность»

МСА 720 «Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»

МСА 800 «Особые аспекты – аудит финансовой отчетности специального назначения»

МСА 805 «Особые аспекты – аудит отдельной финансовой отчетности и определенных элементов, счетов или статей финансового отчета»

МСА 810 «Соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности»

МСКК 1 «Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах»