ТЕМА 1. Исторические предпосылки возникновения аудита

Аудит связанных сторон. Использование работы эксперта

ТЕМА 15.Аудит оценочных значений результативных показателей.

ТЕМА 14.Общая характеристика аудиторских доказательств. Аналитические процедуры. Аудиторская выборка

ТЕМА 13.Аудит и компьютерная информационная система экономического субъект. Изучение системы внутреннего аудита экономического субъекта

ТЕМА 12Мероприятия по планированию аудита

ТЕМА 11Учет законов и иных нормативных актов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

ТЕМА 10.Мошенничество и ошибки

ТЕМА 8.Контроль качества аудиторских услуг ТЕМА 9. Рабочая документация аудитора

ТЕМА 6.Концептуальная основа Международных стандартов аудита и сопутствующих аудиту услуг

ТЕМА 3.Значение Международных стандартов аудита и факторы, влияющие на их разработку

ТЕМА 2.Основные этапы развития современного международного аудита. Сущность и цели международного аудита

ТЕМА 1.Исторические предпосылки возникновения аудита

ЛЕКЦИИ

 

для студентов направления 521600

специальности 060500 «Бухучет и аудит»

дневного, вечернего и заочного обучения

 

Тула, 2011

ТЕМА 4. Классификация международных стандартов аудита и Связь МСА с национальными стандартами аудита

ТЕМА 5.Соотношение международных стандартов аудита и российский правил (стандартов) аудиторской деятельности.

ТЕМА 7.Цель и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Организационные и подготовительные мероприятия по проведению аудита и сопутствующих аудиту услуг

ТЕМА 16.Общие требования к аудиторскому заключению и его структура. ТЕМА 17. Отчеты по специальным аудиторским заданиям. Аудит прогнозной финансовой информации

Согласно существующим историческим фактам первые упоминания об аудите появились в период развития древней цивилизации Ближнего Востока. Именно тогда начался бурный процесс формирования высокоорганизованных государств с не менее организованной хозяйственной деятельностью.

С самого начала древние правительственные органы стремились к организации учета своих доходов и расходов. При этом важной составляющей доходной части того времени были сборы налогов.

Однако, несмотря на стремление государственных чиновников к совершенству учетной системы, существовала необходимость в четких контрольных мероприятиях, направленных на подтверждение тех или иных учетных показателей. Именно в этот период возникла необходимость снижения ошибок и особенно пресечения обмана со стороны как некомпетентных, так и нечестных чиновников.

Известно, что уже в 700 гг. до н.э. в Древнем Китае, в период правления династии Чжоу (1122—256 гг. до н. э.), существовал пост Генерального аудитора, который обеспечивал и гарантировал честность правительственных чиновников, имевших непосредственный доступ к государственным финансам и иному государственному имуществу.

В Афинах в V веке до н.э. существовали правительственные органы, занимавшиеся проверкой всей деятельности должностных лиц по завершении их полномочий.

В III веке до н.э. в Римской империи стали назначать целый штат специальных контролеров (кураторов, прокураторов, квесторов), которые под наблюдением казначея занимались проверкой государственного бюджета.

Сложность структуры Римской империи, существование значительного числа провинций требовали особого подхода не только к процессу учета доходов, расходов и всех собираемых налогов, но и к процессу проверки достоверности отражения государственными чиновниками всей учетной информации.

Первое упоминание об этом в англоязычных странах можно отнести лишь к 1130г., о чем свидетельствуют немногочисленные записи в архивах Казначейства Англии и Шотландии.

Приблизительно с конца XIII века упоминания об аудиторах и аудите встречаются в Италии и Франции. В научных сочинениях того времени было рекомендовано проводить аудит счетов.

В начале XIV века появилось значительное число документов, отражающих широкое признание значения аудита и регулярное аудирование сформированных отчетов муниципальных органов, частных землевладельцев и ремесленных гильдий.

В это время в Великобритании существовал аудит двух видов. В городах его проводили публично, в присутствии правящих должностных лиц и граждан, посредством заслушивания аудиторских отчетов, читаемых казначеем. Отчеты о проведении аудита ремесленных гильдий заслушивались лишь членами этих гильдий.

К середине XVI века аудиторы городов стали завершать свои отчеты примечаниями приблизительно следующего содержания: «Выслушано нижеподписавшимися аудиторами».

Практика «слушания отчетов» просуществовала до XVII века, так как умением читать обладало в то время весьма незначительное число граждан. Сам же термин «аудит» происходит от латинского слова «audio» — «слышать».

Однако в исторических летописях существуют и свидетельства второго вида аудита, который представлял собой детальную проверку счетов уплат управляющими крупных поместий с последующим устным отчетом перед владельцем и Советом управляющих данного поместья. При этом аудитор являлся членом этого Совета и по своей сути был прототипом современного внутреннего аудитора.

Данная практика аудита Великобритании не стремилась выявить какие-либо отклонения в счетах, за исключением проявления фактов реального обмана со стороны как государственных, так и частных должностных лиц. Важное требование такого аудита состояло в обеспечении подотчетности названных лиц в отношении вверенных им средств и имущества.

Примерно с XVII века экономическое развитие многих стран характеризуется бурным ростом городов, фабрик, расширением торговли. В этот период коренным образом меняется весь процесс учета, который переориентируется главным образом на реализацию соблюдения прав собственности на любое имущество. А аудит трансформируется из процесса пассивного «слушания» в процесс подробного изучения и анализа письменных документов и свидетельств, подтверждающих те или иные сделки. Иными словами, появляется обычай подтверждения достоверности сделок посредством их констатации двумя различными независимыми субъектами. Именно в это время возникают первые ростки современного бухгалтерского учета и контроля.

В Шотландии принимается законодательный акт, запрещающий целому ряду должностных лиц занимать должность городского аудитора, т.е. в международную практику аудита вводится современное понятие независимости аудитора.

Важной вехой развития независимого аудита стали зарождение к концу XVII века акционерных обществ и целая волна прокатившихся по миру финансовых кризисов и банкротств. Возникла глобальная проблема защиты интересов кредиторов, что привело к повышению роли независимых экспертов-аудиторов, которые могли бы осуществлять защиту этих интересов посредством контроля за ведением учета и формированием отчетов кредитуемых субъектов, предоставляя при этом своевременную информацию о возможном банкротстве последних.

Несмотря на бурное развитие и высокую значимость, аудит стал важнейшим составным элементом мировой экономической системы лишь в конце XIX века. Этому послужило строительство железных дорог, создание страховых компаний, банковских структур и дальнейшее развитие акционерных обществ. Именно с развитием железнодорожного транспорта связано создание службы внутренних аудиторов, которые разъезжали по Соединенным Штатам Америки, посещая транспортные агентства и оценивая меру ответственности их административных органов за сохранность имущества, систему учета и формирование отчетности.

На этом этапе развития экономики в целом и аудита в частности еще не существовало единых методических подходов к проведению независимых аудиторских экспертиз и, как следствие, отсутствовали единые требования к самому аудиторскому заключению, состоявшему, как правило, из двух-трех общих фраз. Главным критерием доверия к аудиторскому заключению являлось особое расположение клиента к аудитору, обусловленное внимательностью, доброжелательностью, безупречной честностью, независимостью, но в то же время заинтересованностью последнего в делах клиента.

Однако в связи с ограниченностью предоставляемой аудитором того времени отчетной информации у клиентов возникали всевозможные проблемы.

Вторая половина XIX века сопровождалась целым рядом законодательных актов ведущих государств мирового сообщества, повышающим значимость аудита как института рыночной экономики.

В этот период Великобритания принимает законы об обязательном аудите британских компаний один раз в год, Франция — закон об аудите акционерных обществ и коммерческих банков, предписывающий обязательную аудиторскую проверку специальными ревизорами — «комиссарами по счетам», Германия — дополнение к закону об акционерных обществах, которым наблюдательным советам этих обществ вменялось осуществление проверки отчетности и доклад о ее результатах на собраниях акционеров.

В то же время с усложнением и расширением сфер деятельности экономических субъектов усложнялся и бухгалтерский учет данной деятельности. Это требовало от аудиторов хорошей профессиональной подготовки. Так, в штате Нью-Йорк было законодательно регламентировано осуществление аудиторской деятельности бухгалтерами, получившими образование лишь в Нью-Йоркском университете и имевшими лицензию на право заниматься этой деятельностью.

Кроме того, требовалась разработка единых для всех аудиторов основных рекомендаций для проведения как самого аудита, так и подготавливаемого на его основе аудиторского заключения.