Структура местных органов власти
Реализация принципов МСУ обеспеченных системой научных методов.
Функции ММ:
1)Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.
2)Управление мун собственностью и финансовыми средствами.
3)Обеспечение комплексного развития территории МО.
4)Обеспечение удовлетворения потребительского населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и др. услугах.
5)Охрана общественного порядка.
6)Защита интересов и прав МСУ.
Процесс муниципального управления:
Аналитический этап – анализ проблемы, определяющий возможность путей ее решения.
1)Постановка задачи – выявляет приоритеты деятельности.
2)Принятие управленческого решения – устанавливает технологию и алгоритм решения задачи, конечные и промежуточные результаты.
3)Выполнение решения – конкретная деятельность по выполнению управленческого решения.
4)Оценка результатов – анализ результатов деятельности, подготовка к очередному аналитическому этапу и новому циклу.
26.09.2011г.
Принципы разделения властей и МСУ
Системы управления:
Название модели | Характеристика | Условия применения |
«сильный мэр – совет» | Мэр, как правило, избирается всем населением, обладает правом отлагательного вето на решения совета. Совет наделён правом преодоления вето мэра квалифицированным большинством голосов. Мэр самостоятельно и единолично руководит администрацией, формирует её кадровый состав. Механизм досрочного прекращения полномочий мэра – местный референдум. | Если на должность мэра есть претендент, пользующийся поддержкой большинства избирателей и обладающий достаточными административными и управленческими качествами. |
«слабый мэр – совет» | Мэр выбирается из числа депутатов совета. На принятие отдельных правовых актов и на назначение или увольнение должностных лиц администрации мэру необходимо согласие совета. Мэр подотчетен и подконтролен совету, его самостоятельность в руководстве администрацией ограничена решениями совета. Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется по инициативе совета или инициативе населения. | Когда невозможно выявить предпочтения избирателей в отношении кандидатов, или, если кандидат не обладает знаниями, умениями и навыками для управления МО. |
«совет-управляющий» | Организация деятельности совета осуществляется избираемым из числа депутатов совета председателем. Формирует администрацию и руководит ею – управляющий, которого по контракту нанимает совет. | При неопределенности ситуации в отношении претендентов на должность высшего должностного лица Мо и явно поставленной задачи обеспечения управления муниципальным хозяйством. |
«комиссия» | Основана на выборности ряда должностных лиц МСУ и сочетает представительные и основные функции. Руководители органов и структурных подразделений местной администрации избираются. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица. | Для МО, имеющих достаточный кадровый потенциал. |
«мэр – общее собрание» («староста - сход») | Единственное выборное лицо – мэр (староста), который осуществляет полномочия всех органов МСУ, за исключением утверждения местного бюджета, отчета о его исполнении и контрольных полномочий, для этого назначается или выбирается казначей (бухгалтер). | Только в МО, где имеется реальная возможность организации и проведения схода с максимальным числом присутствующих, равным численности жителей, обладающих избирательным правом. |
В России применяют 2 основные схемы взаимоотношений между главой городской администрации и городским законодательным органом, используя опыт США:
1)«Сильный мэр» - глава городской администрации избирается на прямых выборах всеми жителями города.
2)«Слабый мэр» - глава МСУ избирается из числа депутатов городского совета. Фактически такой мэр является председателем местного законодательного органа. Мэр заключает договор с «городским управляющим» (занимает должность главы городской администрации)
Проблемы, стоящие перед главой городской администрации:
1)Выполнение основных, закрепленных в законе задач:
а. жизнеобеспечение города;
б. выполнение социальных функций;
в. градостроительство и градорегулирование;
г. контроль и регулирование операций на потребительском рынке.
2)Выполнение перспективных задач:
а. привлечение в город инвестиций и реализация на его территории крупных инвестиционных проектов, перераспределение городских земель (промышленная политика);
б. снос трущоб и реконструкция жилого фонда, развитие лесопарковых зон и целостных городских ансамблей (строительная политика);
в. поощрение миграции в город или наоборот ее ограничение, предоставление различного рода социальных льгот, подготовка и переподготовка кадров по дефицитным в городе специальностям (социальная политика).
Эти 2 круга проблем должны взаимно дополнять, а не противоречить друг другу. Взаимоотношения главы городской администрации и городского совета фиксируются в уставе города.
Функции городского совета:
1)Принятие обязательных правил по предметам ведения МО, предусмотренные уставом.
2)Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
3)Принятие планов и программ развития МО, утверждение отчетов о его исполнении.
4)Установление местных налогов и сборов.
5)Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
6)Контроль за деятельностью органов МСУ и должностных лиц.
Т.о. за городским советом закреплены функции, отражающие стратегические направления в управлении города. За городской администрацией закреплены вопросы организации текущей жизни города. Взаимодействие совета и администрации определяющие Регламентом работы, которые принимаются местным законодательным органом и позволяют решать следующие вопросы:
1)формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением данного бюджета, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
2)владение, пользование и распоряжение имуществом, находящегося в муниципальной собственности;
3)организация коммунальных услуг, снабжения населения топливом;
4)ремонт и строительство дорог и мостов местного назначения;
5)организация маршрутов движения общественного транспорта т регулирование стоимости проезда;
6)регулирование и контроль качества услуг связи, общественного питания и бытового обслуживания;
7)организация работы местных библиотек;
8)обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
9)организация предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
10)обеспечение досуга, занятий физкультурой и спортом, проведение культурно-массоых, зрелищных мероприятий;
11)формирование местных архивов;
12)организация сбора и вывозам мусора, утилизация отходов;
13)организация озеленения территории;
14)организация уличного освещения, топонимики, установка указателей улиц и номеров домов;
15)обеспечение ритуальных услуг и организация содержания мест захоронений;
16)содействие и развитие малого предпринимательства, сельскохозяйственного производства, народных промыслов и ремёсел;
17)организация землепользования и работ по выполнению генерального плана развития территории;
18)организация предоставления общедоступного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;
19)организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной.
Органы местной власти- это регулируемые органы, деятельность которых сводится к подготовке документов, определяющих ту или иную деятельность на территории муниципалитета. В Регламентах работы местной власти указываются:
1)Кто должен подготавливать документ?
2)Что должно отражаться в документе?
3)В какие сроки и кому документ представляется на рассмотрение?
4)Каким образом будет осуществляться контроль исполнения?