I.Учебные цели

Л Е К Ц И Я

 

по дисциплине «История государства и права России»

по специальности 030901.65 «юриспруденция»

 

 

Тема № 24 «Советское государство и право в период «перестройки» (1985 – 1991 гг.)»

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол №______от «______»

_____________ 2012 года

 

Санкт-Петербург


1.Изучить государство и право российского государства в период «перестройки»

(дидактическая)

2. Сформировать у обучающихся представление об изменениях в Советском государстве и праве в период «перестройки»; о распаде СССР

(образовательная)

3. Формирование у обучающихся правовой культуры и чувства гордости за свое Отечество.

(воспитательная)

 

II. Расчет учебного времени (лекция – 4 часа)

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин.
Вводная часть
Основная часть Учебные вопросы:
1. Общая характеристика политики «перестройки»
2. Государственной устройство СССР в период перестройки
3. Распад СССР
4. Конституционное право периода перестройки
5. Изменения в гражданском праве периода перестройки
Заключительная часть

III. Литература

Основная

231. Власов В.И. История государства и права России: конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс. – 2004.

232. Дрожжин В.А., Карпикова И.С., Сальников В.П. Схемы по истории государства и права. Ч.2. – Л., 1989.

233. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2004.

234. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для вузов – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.

235. История государства и права России. Учебник / Под. ред. Ю.П. Титова. – М., 1999.

236. История государства и права России. Ч 2: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.

Дополнительная

  1. Верш И. История советского государства 1900–1991. – М., 1992.

2. Российское законодательство Х – ХХ вв. Тт. 4,5,6. - М., 1986, 1987, 1988.

IY. Текст лекции:

1. Общая характеристика «перестройки»

Старейшее поколение советского руководства – люди, родившиеся еще до первой мировой войны и выдвинувшиеся в сталинские времена, – в начале 1980-х гг. еще не покинуло политическую сцену. Поскольку не существовало общепринятого порядка передачи власти, ни один генеральный секретарь не оставил свой пост добровольно. Даже после того как Хрущев придал системе более или менее человеческий облик, их ожидала не почетная отставка, а немилость, в лучшем случае забвение, и беспросветная, хоть и обеспеченная, старость.

Поэтому, по крайней мере, до 1985 года старцы сидели в своих креслах до лет более чем преклонных, а мировая пресса интересовалась не столько их политикой, сколько состоянием здоровья. Более того, когда преемник избирался из среды руководства, предпочтение отдавалось самым старым его представителям – если даже они окажутся несговорчивыми, то, по крайней мере, была уверенность, что большинства своих коллег они не переживут. Так было в ноябре 1982 года, когда умер Брежнев, и в феврале 1984 года после смерти Андропова. По тем же соображениям в феврале 1984 года был избран совершенно безликий Черненко. Даже Андропов, которого безликим назвать нельзя никоим образом, был в возрасте шестидесяти девяти лет и уже нездоров, когда в ноябре 1982 года его избрали генеральным секретарем. Главную роль в обоих назначениях, вероятно, сыграл Андрей Громыко, который дольше, чем кто-либо другой во всем мире, занимал пост министра иностранных дел. Заодно с ним, скорее всего, действовал и маршал Дмитрий Устинов, который еще при Сталине, в 1941 году стал наркомом вооружений.

Как бы то ни было, но персональные перестановки не могли помочь делу. Не только в СССР, но и в зависимых от него государствах всё больше ощущалась нужда в радикальных переменах.

С 1982 года делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С середины 70-х гг. теневая экономика проникает во все сферы экономической жизни. В 1980 году ЦК КПСС принимает ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией. В 1981 – 1982 гг. прошло несколько громких судебных процессов. Одновременно были сдела­ны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производи­тельность труда. Эти меры принимались на фоне радикальных рыночных преобразований в Венгрии, установления в конце 1981 года военного режима в Польше, продолжающейся с 1979 года войны в Афганистане. Вновь начали подниматься подавленные в середине 70-х гг. диссидентское и «неформальное» движения.

Столкнувшись с экономическим застоем в своей стране и с внешней политикой, которая окончательно зашла в тупик, в марте 1985 года Политбюро, набравшись смелости, впервые избрало генеральным секретарем самого молодого своего члена. Михаилу Сергеевичу Горбачеву тогда было 54 года. Возможно, даже более важное значение в его подготовке к роли будущего государственного лидера имела учеба на юридическом факультете Московского университета в пятидесятых годах, что для советских руководителей было совершенно необычно. Разумеется, юриспруденцию в последние сталинские годы нельзя назвать либеральной по духу, но даже тогда Горбачев должен был усвоить принципы римского и западного конституционного права, а также основы, на которых зиждется общество, столь отличное от того, что создали его коллеги.

В целях выхода из глубокого социально-экономического кризиса, поразившего Советский Союз к середине 80-х годов, было решено осуществить ряд реформ. Период, который охватывает время, связанное с мерами проведения реформ, получил название «перестройка».

Избрание М.С. Горбачева показало, что Политбюро понимало: страна пребывает в очень серьезном и продолжительном кризисе, который в будущем угрожал ее положению великой державы, равной США. М.С. Горбачева выдвинули те, кто хотел изменить существующую ситуацию или, во всяком случае, понимал, что медлить переменами нельзя. Не последнее место среди этих сил занимал КГБ, который в брежневское время менее других крупнейших политических институтов подвергся коррупции. К тому же положение КГБ давало ему возможность лучше всех оценить всю глубину кризиса, в котором оказалась страна.

В системе партийной иерархии покровителем и ментором М.С. Горбачева был Юрий Владимирович Андропов, и около года М.С. Горбачев продолжал проводить ту же политику. Он пустил в ход лозунг «ускорение», укрепил трудовую дисциплину и начал заклинать рабочих легендарными подвигами Алексея Стаханова.

М.С. Горбачев создал государственную инспекцию контроля качества – госприемку, которая имела право отвергать некачественную продукцию и наказывать материально тех, кто был ответствен за это. Он продолжил расследование дел о коррупции, увольнения и преследование по закону коррумпированных чиновников, начал кампанию против «нетрудовых доходов», то есть доходов, полученных от деятельности вне официальных рабочих мест. М.С. Горбачев резко сократил продажу спиртных напитков и запретил их подачу на разного рода официальных мероприятиях, даже на приемах. Это полностью противоречило традициям русского гостеприимства и веселья, так что он заработал меткое и неодобрительное прозвище «минеральный секретарь».

Таков был первый вариант перестройки – плод долгой работы М.С. Горбачева в партийном аппарате и результат его сотрудничества с КГБ. Все это было пущено в ход под благозвучный аккомпанемент гласности, которая на этой стадии означала лишь новый и более живой стиль подачи информации. С официального одобрения печать, радио и телевидение стали разоблачать коррумпированных чиновников брежневских времен, которые теперь стали называть периодом застоя.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 году, проходила под лозунгами: «Гласность», «Перестройка», «Ускорение».

Гласность предполагала выявление всех недостатков, препятствовавших интенсификации социалистического развития. Перестройкабыла нацелена на внесение структурных и организационных изменений в экономические, государственные и социальные механизмы с целью достижения ускорения. Задача ускорения – вывести советскую экономику на мировой уровень.

Все преобразования должны были происходить на социалистической основе и сопровождались кадровыми перестановками. К началу 1987 года, по подсчетам «Вашингтон пост», было заменено 70% членов Политбюро. 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС.

Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.).

Общество нуждалось в иных, более решительных мерах, что и послужило толчком к смене власти с коммунистического тоталитарного режима на власть, придерживающуюся более демократических принципов.

Творцы перестройки пытались сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.

 

В марте 1985 годаСоветский Союз не только получилнового лидера, но и вступил в завершающую стадию своего существования. Начинается период перманентных реформ.

У политиков, ученых и публицистов существуют различные точки зрения по вопросу о характере, основных мероприятиях и итогах перестройки. Одни видят в перестройке контрреволюционный переворот и предательство по отношению к Октябрю и социализму; другие – возможность развития России в русле мировой цивилизации; третьи – наступление «смутного» времени и гибель огромной страны; четвертые – возможность возврата на естественноисторический путь развития, прерванный в 1917 году.

Можно сформулировать следующее определение перестройки – социальная революция, в центре которой находились вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений(Т.В. Шатковская).

В своём развитии «перестройка» прошла пять этапов.

Первый этап – с весны 1985 года до конца 1986 года (март 1985 – январь 1987) – осуществлении стратегии ускорения хозяйственного развития как главной экономической задачи, попытка реанимации социалистического строя.

Начало этому положил апрельский пленум ЦК КПСС. На нём была выдвинута задача достижения мирового уровня производительности труда. На это были нацелены решения XXVII съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1986 г. Но реального изменения структуры производства не произошло.

На данном этапе решение поставленных задач предполагалось на основе совершенствования административно-командной системы – «исправления отдельных деформаций» общественного организма.

Весной и осенью 1986 года начались настоящие перемены. Они шли медленно, но не было сомнения, что они действительно начались, причем не только в стиле, но и в самой сущности проводившейся М.С. Горбачевым политики. При М.С. Горбачеве начал пробуждаться интерес к свободе слова и к правовому порядку.

Перестройку хотели все без исключения. Начался процесс демократизации партии. Другой важной инициативой стало восстановление взаимоотношений с Русской Православной церковью и другими конфессиями. Приняты новые законы, регулирующие взаимоотношения церкви и государства.

Второй этап – с января 1987 года по апрель 1988 года – провозглашение политики гласности с целью демократизации загнивающего политического режима.

Предпринимаются попытки внутрипартийной реформы, приняты законы о кооперации и госпредприятии.

Намечаются контуры экономической реформы с целью перехода от административных к преимущественно экономическим методам руководства.

В области внешней политики второй этап перестройки ознаменовался отходом от идеологических догм и отказом от опоры на голую вооруженную силу. Все эти изменения означали, что партия постепенно отказывалась от примата классовой борьбы и строительства социализма. На их место приходили «общечеловеческие ценности», правовое общество и мир во всём мире.

Третий этап – с апреля 1988 г. по март 1990 г. На состоявшейся XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь – июль 1988 г.) впервые за годы Советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы, направленной на достижение «полновластия» Советов.

Весной 1989 г. были проведены первые альтернативные выборы народных депутатов СССР. Прошли съезды народных депутатов СССР.

Четвертый этап – с марта 1990 г. по август 1991 г. Начинается переход к президентской форме правления. Пост Президента СССР был утверждён III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. Одновременно резко ухудшается экономическое положение в стране, обостряется политическая борьба, формируется многопартийна система, углубляется кризис советской федерации (усиливаются центробежные силы в республиках).

Пятый этап – с августа 1991 года по декабрь 1991 года – распад СССР и создание СНГ.

 

 

Перестройка, начатая лидером коммунистической партии М.С. Горбачевым, на первом этапе пошла по пути политических реформ. Такое стремление потянуть вслед за политикой экономику ни в коей мере не могло принести желаемого успеха.

Лозунги о демократии, свободе и гласности, проводимые в жизнь методами подачек, таких, как альтернативные выборы, избрание директоров и иных хозяйственных руководителей, разрешение кооперативной деятельности, обеспечение свободы печати с «жареными фактами», только поднимали авторитет, содействовали популярности, привлекали к себе своими целями построения свободного, обновлённого общества.

«Гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. В печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

Но методы построения такого общества в виде рекомендаций и указаний, провозглашаемых с партийной трибуны, не могли действовать долго, и именно поэтому не принималось кардинальных, жизненно необходимых решений. Нерешительность, топтание на месте, повторение из года в год тезисов о «подошедшем процессе и новом мышлении» уже не могли обмануть общество, вкусившее «запах свободы». Топтание проявилось в законодательных актах, имеющих экономическое, политическое и общественное значение. Хотя и была провозглашена линия на построение правового государства, но фактически такого построения не начиналось. Ожидаемые изменения в правовой системе государства, в правовом обеспечении деятельности государственных органов, экономических структур, за исключением незначительных уступок, так и не наступили. Такое промедление грозило обществу экономическими и политическими потрясениями, что, в конечном счете, и произошло в форме «парада суверенитетов», забастовочного движения и национальных конфликтов, жесточайшего экономического кризиса.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск и «мигрантов» из России с территории республик. С 1988 года начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.