Первая российская конституция

Правовая система России в начале XX в

 

Важным итогом, юридически закрепившим изменения в государственном строе России в результате первой русской революции, стал утвержденный 23 апреля 1906 года «Свод основных государственных законов», особенно его первый раздел - «Основные государственные законы».

Формально «Основные законы» имели характер конституционного акта. В них подтверждалось создание Государственной Думы, реорганизация Государственного Совета, образование Совета министров. Но положения Основных законов принимались в условиях спада революции, и в ряде моментов отступали от обещаний, данных в Манифесте от 17 октября 1905 года.

Хотя характеристика власти импе­ратора как власти «неограниченной» уже не фигурировала, но её вполне заменяла формула ст. 4: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть». Наследниками престола по-прежнему оставались ближайшие родственники мужского пола по нисходящей (сыновья, внуки, родные братья) или же, при отсутствии таковых, «Государыня Императрица».

Полномочия и прерогативы российского монарха значительно изменялись. С одной стороны, согласно ст. 8, император обладал законодательным «почином», а пересмотр Основных государственных законов осуществлялся только по его инициативе. Без его утверждения ни один закон не мог «иметь своего совершения».

С другой стороны, на основании ст. 7, царь осуществлял законодательную власть «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Не принятые ими законопроекты не подлежали утверждению императора и считались от­клоненными. Еще более четко это важное положение было сформули­ровано в ст. 86: «Никакой новый закон не может последовать без одоб­рения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора».

«Основные государственные законы» отдавали «власть управления» (исполнительную), во всем её объеме, императору. Он, в частности:

- назначал и увольнял председателя Совета министров, министров и других высших должностных лиц;

- объявлял местности на военном или исключительном положении;

- объявлял войну и заключал мир, а равно и другие договоры с

иностранными государствами;

- был верховным руко­водителем всех внешних сношений России с

иностранными государст­вами;

- являлся верховным главнокомандующим вооружёнными силами и т.д.

Государственный Совет и Государственная Дума по существу становились палатами Российского парламента. Они имели право законодательной инициативы (по всем вопросам, кроме положений «Основных законов»), могли подавать запросы правительству. Дума получила право обсуждения и утверждения бюджета, но это право сразу же было ограничено.

По указу от 8 марта 1906 года депутаты Думы лишались возможности уменьшать или изменять расходную часть бюджета по военному и военно-морскому ведомствам, по расходам на внешние займы, по ведомствам императорского двора, по ряду статей, относившихся к министерству внутренних дел, и многим дру­гим статьям. Таким образом, почти 2/3 бюджета фактически были изъяты из компетенции Ду­мы. Она могла заслушивать отчет государственного контроля по исполнению бюджета и некоторым другим вопросам лишь в том случае, если требовалась отмена каких-либо законов.

Законодательные права Государственной Думы ограничивала и ст. 87 «Основных законов», по которой император мог в период пре­кращения заседаний Думы[59] издавать чрезвычайные указы, имевшие силу законов. Хотя эти указы должны были впоследствии вноситься в Думу для обсужде­ния (в течение двух месяцев после возобновления её заседаний), правительство широко использовало ст. 87 для принятия наиболее реакционных указов. Примерами могут служить указ от 19 августа 1906 г. «Об учреждении военно-полевых судов», указы об изменении аграрного законодательства и др.

Таким образом, государст­венный строй России в результате первой русской революции претерпел существенные изменения: абсолютизм превратился в конституционную монархию. Однако это превращение было далеко неполным, так как конституционные ограничения монарха были весьма узкими и при необходимости могли легко преодолеваться.